Механизм INSTEX является способом вывода торговли с Ираном из-под санкций США, а не финансовым институтом по отказу от торговли в долларах – полагает доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов.
Европейцы боятся потерять иранский рынок
Таким образом Павел Геннадьевич прокомментировал информацию, что к системе INSTEX, которая была создана Великобританией, Францией и Германией для обхода ограничений, вызванных санкционной политикой США в отношении Ирана, решила присоединиться Швеция.
Поэтому популярность INSTEX продолжает расти, ведь недавно аналогичное желание официально выразила наша страна.
Данная структура создана для того, чтобы иметь возможность торговать с Ираном в условиях действия американского санкционного режима, а также невозможности использования доллара в расчетах с Тегераном. Для этого европейцами и был создан этот суррогат.
В то же время, подобная ситуация сразу ставит вопрос, а не является ли INSTEX очередной главой в рамках дедолларизации мировой экономики, или перед нами частный прецедент, который создан европейцами только для того, чтобы Иран не вышел из СВПД.
Напомним, что текущий формат «ядерной сделки» или СВПД, когда отказ США от данного соглашения парализовал его выполнение, вызывает жесткую критику со стороны Ирана. Так что, здесь, своего рода, вынужденный паллиатив со стороны европейцев.
«Скорее всего, здесь ставка идет только на Иран, поскольку вряд ли этот механизм будет использоваться европейцами при торговле с другими странами, которые вызвали неудовольствие со стороны американцев», - констатирует Грибов.
Например, заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков озвучил желание нашей страны поучаствовать в этом проекте, но на практике Париж, Лондон и Берлин пока не высказали позиции по данному вопросу. Очевидно, что в ЕС не хотят делать INSTEX антиамериканским проектом, и чтобы он воспринимался в Вашингтоне в качестве структуры, направленной против могущества доллара.
С другой стороны, как замечает эксперт, европейцам крайне интересен иранский рынок, а ведущие компании Европы хотят туда вернуться, причем здесь разговор идет о лидерах в лице французских структур Renault и Pegeout и германского гиганта Siemens.
«Если брать Pegeout, то опыт этой компании в Иране насчитывает 40 лет. Естественно, они хотят там остаться. То же самое нужно сказать и про другие ведущие европейские компании, которые имеют опыт торгово-экономического взаимодействия с Ираном», - резюмирует Грибов.
Европейцы в случае INSTEX защищают, прежде всего, свои экономические и политические интересы, а не пытаются навязать противодействие доллару и США. Этого им не нужно в отличие от России, которая находится «под огнем» американской санкционной политики.
Достаточно сказать, что рамочный американский санкционный закон CAATSA направлен против трех государств, а именно России, Ирана и Северной Кореи, причем если брать уставные нормативные акты Соединенных Штатов, то Вашингтон не делает здесь разницы. Также важно и то, что европейцев устраивает текущий формат отношений с Россией, и они не хотят делать здесь движений против США.
Система INSTEX поддержит дедолларизацию
Заведующий кафедрой теории, менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г.В.Плеханова Валерий Масленников в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что платформа INSTEX является не только финансовым механизмом для торговли с Ираном.
«Все это ласточки, которые отражают современную погоду. Мы знаем, что к дождю они низко летают, поэтому в случае INSTEX мы видим первые пробные схемы дедолларизации мировой экономики. И надо сказать, что это только первые заходы», - заключает Масленников.
В то же время, как замечает эксперт, данный проект не имеет четкой антиамериканской направленности из-за того, что европейцы пока не знают, чем США собираются ответить на такой формат отношений с Ираном, учитывая их эффективную санкционную «дубину».
«Просто перед нами «первая ласточка», и нам нужно выдержать этот этап», - констатирует Масленников.
На сегодняшний день в долларах проводится больше 65 процентов международных расчетов, причем единственным конкурентом «американца» является евро. По этой причине, все такие шаги со стороны Евросоюза тщательно отслеживаются и анализируются в США.
«В основе INSTEX лежит, во-первых, неиспользование доллара, как такового, а, во-вторых, неиспользование банков, которые могут подпасть под американские санкции, для чего и была создана отдельная кредитная организация», - резюмирует Масленников.
Как будет работать INSTEX – понятно, и здесь существует только два вопроса – будут ли осуществлять через него транзакции крупнейшие компании Евросоюза и может ли эта система использоваться и для торгово-экономического обмена с третьими странами. Есть же вероятность введения запрета США на использование доллара в торговле с Россией, поэтому здесь заложены широкие перспективе.
«Пока это сугубо иранская проблематика, и никто с нами здесь объединяться не готов, но идут же параллельные процессы в лице золота, которое снова становится одним из главных платежных средств в мире. То есть система гегемонии доллара нарушается, а эти два параллельных процесса, рано или поздно, выведут нас в одну точку», - заключает Масленников.
Вследствие этого, система INSTEX является серьезным шагом в сторону дедолларизации мировой экономики.