Поиск решения российской стороной
Отчасти, газовый холдинг пытается решить проблему закачиванием «голубого топлива» в свои ПХГ, находящиеся в Европе, путем продажи ранних опционов на следующий год. Также поступала информация, что руководство компании рассматривает вариант с компенсацией недостатка за счет СПГ.
По мнению аналитиков, этого все равно будет не достаточно для выполнения договорных обязательств. Так что договариваться с украинской стороной, очевидно, все же придется.
Полулегальная возможность транзита
Теоретически, российский газовый гигант может «разрешить» себе использовать транзит через Украину без контракта. Все дело в том, что Киев подписал Европейскую энергетическую хартию, что позволяет ему торговать по номинациям. Сделал заявку, оплатил - получил транспортировку
- говорит Дмитрий Марунич из Фонда энергетических исследований.
С другой стороны, по его словам, это противоречит украинским законам, так как в таком случае местная таможня имеет полное право считать такую продукцию контрабандой.
Хотя, если учитывать принципы конкуренции норм местного и зарубежного законодательства, дающие преимущество именно международному, то такой вариант вполне мог бы устроить «Газпром». Другой вопрос, что «бесконтрактный транзит» - вещь совершенно ненадежная.
Продолжение отношений
В любом случае отношения по прокачке продолжатся, что даст основания ожидать позитивного результата переговоров с заключением итогового соглашения. Потребность назрела, однако до сих пор ни одна из сторон существенных усилий для урегулирования проблемы не предприняла
- подчеркнул эксперт.
По мнению Алексея Гривача, представителя Фонда энергетической безопасности, отсутствие контракта между Москвой и Киевом по транзиту «голубого топлива» на Запад, станет серьезной проблемой для Европы, России и, конечно, Украины.
На украинской стороне – Европа, на российской – время. Контракт будет, просто необходимо ждать
- резюмирует специалист по энергетике.