Антироссийская политика Литвы, Латвии и Эстонии подтолкнула Россию к развитию собственной инфраструктуры в регионе Балтийского моря. Российский северо-запад может быть даже признателен русофобам Прибалтики: благодаря им регионы РФ получили крупные инвестиции и имеют теперь новейшие морские порты, железные дороги, мосты. Аналитический портал RuBaltic.Ru разбирался, как недальновидная риторика Вильнюса, Риги и Таллина подтолкнула Россию к масштабным стройкам и как дорого это в итоге обошлось странам Балтии.
Прибалтика без России — не транзитер
Современная Прибалтика — это менее 7 миллионов не слишком богатых потребителей, отсутствие полезных ископаемых и не самый дешевый в регионе рынок труда. Основное преимущество Прибалтийских республик — их порты и потенциальный статус транзитного региона для товаров из Азии и России в Скандинавию и Западную Европу. Но есть ли шанс реализовать эту возможность без самой России?
Российские порты на Балтике продолжают отбирать транзит у прибалтов. Больнее всего по Прибалтике ударили новые российские порты на Балтийском море.
Современная Прибалтика — это менее 7 миллионов не слишком богатых потребителей, отсутствие полезных ископаемых и не самый дешевый в регионе рынок труда. Основное преимущество Прибалтийских республик — их порты и потенциальный статус транзитного региона для товаров из Азии и России в Скандинавию и Западную Европу. Но есть ли шанс реализовать эту возможность без самой России?
Российские порты на Балтике продолжают отбирать транзит у прибалтов. Больнее всего по Прибалтике ударили новые российские порты на Балтийском море.
Порт Усть-Луга под Санкт-Петербургом и вовсе можно отнести к крупнейшим инфраструктурным проектам России. Из-за него Прибалтика ежегодно теряет около 80 млн тонн транзита.
В 2001 году как альтернатива латвийскому нефтеналивному порту Вентспилс был открыт еще один российский морской торговый порт — Приморск.
После пуска приморского порта Латвия ежегодно теряет более 50 млн тонн грузооборота, который мог бы проходить через портовую, транспортную и железнодорожную инфраструктуры страны.
Россия продолжит отнимать у портов Прибалтики грузы, заполняя свои существующие транспортные мощности и создавая новые. В частности, в мае 2019 года президент России Владимир Путин поддержал разработку проекта глубоководного порта в Янтарном (Калининградская область — прим. RuBaltic.Ru).
Предполагается, что через новые морские ворота в Янтарном будет перевозиться продукция российских компаний «Уралхим» и «Уралкалий». Сейчас химики пользуются услугами литовских и латвийских портов.
Речь идет о 40 млн тонн грузов.
Калининград не останется без газа благодаря СПГ
Защищая Калининград от возможных «сюрпризов» прибалтийских соседей, Россия организовала поставку сжиженного природного газа (СПГ) в калининградское газовое хранилище по морю.
Сжиженный газ в российский эксклав на Балтике привозят, в частности, с нового завода «Ямал СПГ». Проектирование предприятия началось в 2011 году. Первые поставки топлива с Ямала были осуществлены в 2017-м.
Производственная мощность завода «Ямал СПГ» — более 16 млн тонн сжиженного топлива в год. Погрузка газа производится в порту Сабетта на Ямале. Поставки с завода идут как в западном направлении, так и в восточном — в Китай.
Газ с Ямала перевозят танкеры. Затем прямо в море плавучая регазификационная установка «Маршал Василевский» переводит СПГ в газообразное состояние и закачивает его в газотранспортную систему. Для осуществления процесса в 5 километрах от берега «Газпром» построил искусственный остров с терминалом для приема газа и 13-километровый газопровод.
Потенциал СПГ-инфраструктуры в Калининградской области составляет около 3,7 миллиарда кубометров в год.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов назвал поставку СПГ в область «страховкой» от «эффекта случайных эмоциональных выбросов отдельных нестабильных политиков».
Согласно проектам, к 2024 году в России будет 7 предприятий по производству СПГ. Их общая проектная мощность превысит 60 млн тонн топлива в год.
Не ладишь с Россией? Тогда китайских грузов не видать!
Надежды Прибалтики на участие в транспортном проекте «Новый Шелковый путь» с каждым годом тают. Ситуация на Балтике аналогична украинской.
Россия предлагает Китаю и европейским партнерам более выгодные условия сотрудничества и более надежную инфраструктуру.
«Качество дорог [в Литве] плохое — 59% находится в неудовлетворительном состоянии. То есть индекс их качества не соответствует требованиям», — так охарактеризовал состояние литовских дорог министр коммуникаций и транспорта Литвы Рокас Масюлис.
Прибалтийские компании теряют грузопоток из-за инициатив игроков из России. Например, в 2018 году «РЖД Логистик» заключила договор с морским перегрузочным комплексом «Бронка» на перевалку контейнеров для их дальнейшей отправки в Европу. Латвия в очередной раз упустила свой транзит.
Порт Бронка был сдан в эксплуатацию в 2015 году. Он находится на южном берегу Невской губы Финского залива и входит в комплекс предприятий Большого порта Санкт-Петербурга.
В мае министр экономики Эстонии Таави Аас предложил главе Минтранспорта России Евгению Дитриху пообщаться на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). В ходе встречи эстонскому чиновнику удалось договориться о возобновлении работы двусторонней транспортной комиссии.
Но возобновление диалога не означает оживления транзита между Эстонией и Россией, в чем после форума признался сам Таави Аас.
Кроме грузов из Китая, РЖД отбирает у прибалтийских портов и железнодорожников транзит на других направлениях, например, транспортировку угля в Турцию и на Дальний Восток и экспорт белорусских нефтепродуктов.
Новый угольный терминал «Лавна» в Мурманске планируют сдать в эксплуатацию уже в 2020 году. К 2022 году предприятие выйдет на проектную мощность в 18 миллионов тонн угля в год.
Калининграду и Беларуси больше не нужен БРЭЛЛ — только как рынок сбыта
Безусловным успехом можно считать российско-белорусский проект Белорусской АЭС. Строительство атомной станции началось в 2011 году, и уже летом-осенью 2019 года специалисты проведут первый пуск и подключение объекта к сети.
С самого начала проекта главным противником строительства станции выступил Вильнюс. Примечательно, что Беларусь, руководствуясь здравым смыслом и экономической выгодой, смогла преодолеть психологическую травму Чернобыльской трагедии. Сама же Литва закрыла свою Игналинскую АЭС в 2009 году по требованию Евросоюза, тем самым попав в энергетическую зависимость. Теперь страна безуспешно пытается помешать соседу обрести собственную генерацию.
Прибалтийские республики готовы тратить миллионы долларов и рисковать надежностью поставок электроэнергии только ради того, чтобы выйти из электрокольца БРЭЛЛ (Беларусь, Россия, Эстония, Латвия и Литва). Проще говоря, чтобы сменить поставщика электричества.
В то же время Россия укрепляет энергетическую безопасность Калининградской области. В 2016 году Владимир Путин утвердил проект строительства четырех новых генерирующих станций в регионе. И уже в марте 2018 года российские энергетики запустили две новые ТЭС. Спустя еще год была введена в эксплуатацию Прегольская станция мощностью 455,2 МВт. В 2020 году пройдет запуск Приморской ТЭС.
В результате Калининград получит около 1 ГВт генерирующих мощностей менее чем за 5 лет.
Благодаря новым предприятиям в регионе уже сформировался энергопрофицит, что позволит отправлять часть электроэнергии на экспорт.
Не было бы счастья, да соседи помогли
Изначально строительство портов, станций, терминалов и дорог на берегах Балтийского моря для России — это затраты на обеспечение безопасности и благополучия своих граждан.
Причем в качестве угрозы зачастую выступают страны Балтии, которые регулярно вводят различные ограничения и презентуют антироссийские инициативы.
Однако качество и масштабы российских проектов вышли за рамки «страховки от непредсказуемого соседа». В результате всего за 10 лет страна построила более 10 крупных предприятий, которые упрочили экономическое влияние России и свели на нет транзит через Прибалтику.
Автор: Олег Филин
Рейтинг публикации:
|