Отклонение апелляции «Газпрома» голландским судом не скажется на позициях российской компании – считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.
«Газпрому» пока не выгодно решать проблемы с «Нафтогазом»
Напомним, что компания «Нафтогаз» радостно отрапортовала, что жалоба «Газпрома» по поводу исполнения на территории Голландии решения Люксембургского суда была отклонена апелляционным судом голландского города Амстердам.
Речь здесь идет о вердикте люксембургского суда по аресту собственности «Газпрома» во исполнение решения второго Стокгольмского арбитража, который «придумал» российской компании долг в 2,56 млрд долларов. «Газпром» с этим решением, как известно, не согласен, и пытается его оспорить в городском суде шведского города Стокгольм, причем с абсолютно неясными перспективами.
Конечно, для «Газпрома» это решение Амстердама создаст определенные проблемы, поскольку в Голландии находятся офисы некоторых его «дочек» – в частности, Gazprom International, но, в любом случае, данная проблематика в течение года будет полностью урегулирована.
Такое мнение базируется на том основании, что, во-первых, шведский суд может удовлетворить апелляцию «Газпрома» по решению второго Стокгольмского арбитража с «Нафтогазом», а, во-вторых, Москва и Киев обязательно заключат новый транзитный договор.
В этом нет сомнений, поскольку Евросоюз не может жить без российского газа, а на Украине уже сменился президент и предстоят выборы в Верховную раду, поэтому, совершенно точно, Брюссель продавит в Киеве этот жизненно важный для себя вопрос.
При этом, хорошо известна и позиция компании «Газпром», которую не раз выражал ее глава Алексей Миллер. Она заключается в том, что новый транзитный договор с Украиной будет подписан только после урегулирования арбитражных споров, вызванных двумя решениями Стокгольма. Так что, даже если апелляция в Швеции будет отклонена, украинской стороне придется пойти в этом вопросе на компромисс.
«Сама по себе юридическая процедура по всем таким спорам продлится еще какое-то время, причем понятно, что «Газпром» будет каким-то образом затягивать весь этот процесс с исполнением решения шведских арбитров», - констатирует Перов.
Просто нам не выгодно сейчас закрывать этот вопрос, и не только потому, что шведский суд может отменить второе решение Стокгольма, что сразу оставит Украину не только без гипотетических денег, но и с реальным долгом – ведь решение арбитров «сожгло» и долг «Нафтогаза» за газ до 2014 года в размере 2 млрд долларов. Так что, общий российский убыток здесь пока равен примерно 4,6 млрд долларов.
Пока непонятно, с кем России вести газовые переговоры на Украине
Еще не надо забывать про то, что на Украине началась смена власти, поэтому в интересах «Газпрома» дождаться того, как в этой стране пройдут выборы в Верховную раду и станет понятно, какое будущее будет у украинской компании «Нафтогаз».
Новый президент Украины Владимир Зеленский в случае появления полномочий, наверняка, будет не против убрать оттуда таких одиозных личностей, как Андрей Коболев и Игорь Витренко, а также не надо забывать и про процедуру «анбандинга».
Украинцы при президенте Петре Порошенко вовсю изображали из себя европейцев и даже имплементировали на своей территории Третий энергопакет, согласно которому из «Нафтогаза» должна быть выделена отдельная компания, в чью юрисдикцию войдет вся система украинской ГТС. И, соответственно, именно такая структура, а не «Нафтогаз», и должна выступать партнером «Газпрома».
«Впрочем, нужно согласиться с тем, что решение Стокгольмского арбитража для Украины является козырем, в том числе, и на переговорах с Россией по дальнейшему транзиту газа, и это мы определенно вынуждены учитывать», - резюмирует Перов.
По словам Александра Валентиновича, переговоры «Газпрома» с украинской стороной произойдут, и на них будет достигнут результат, хотя на сегодня непонятно, как Киев сможет использовать в данном диалоге свой козырь в виде решения Стокгольмского арбитража.
«Пока позиция «Газпрома» понятна – мы вообще говорим, что нам не с кем вести переговоры в Киеве. Все сводится к тому, что у российской стороны на Украине нет объекта для переговоров, а вся линия «Газпрома» заключается в том, чтобы дождаться выборов в Верховную раду, и уже после этого начинать разговаривать обо всей российско-украинской газовой повестке», - заключает Перов.
Как полагает эксперт, это свидетельствует о том, что только осенью будет понятно, с кем российская сторона будет вести переговоры по газу на Украине, а до этого диалога не будет, несмотря на локальные события вроде данного судебного решения.
«У Украины пока есть козырь в виде Стокгольмского арбитража, и если он устоит в суде, то это будет аргументом на переговорах с «Газпромом», но ведь пока непонятно, кто вообще будет их вести от лица данной страны», - констатирует Перов.
Ведь мало иметь козырь на переговорах, нужно еще им воспользоваться, а вот с этим у Киева проблемы.
«Рано говорить, как Украина будет вести диалог по газу с Россией, поскольку с той стороны пока нет контрагента. Таким образом, какие бы решения в Евросоюзе не принимались, до выборов в Верховную раду это не будет иметь особого значения», - резюмирует Перов.