Американские чиновники настаивают на санкциях против Китая за закупки нефти у Ирана
Такой шаг усложнит торговые переговоры между двумя странами и еще больше обострит отношения.
Высокопоставленные чиновники администрации теперь согласны с тем, что Китай пренебрег США санкциями, когда он импортировал более миллиона баррелей сырой нефти из Ирана в прошлом месяце. Но они сталкиваются с вопросом - и как - нанести ответный удар, по словам трех официальных лиц США.
Государственный департамент рассмотрел вопрос об отказе, позволяющем китайским компаниям получать иранскую нефть в качестве оплаты в натуральной форме за свои инвестиции в иранское нефтяное месторождение, но от этой идеи отказались. Ястребы Китая в Совете национальной безопасности теперь настаивают на том, чтобы США наложили вторичные санкции на китайские структуры, что усложнит торговые переговоры между двумя странами и еще больше обострит отношения.
Администрация Трампа настаивает на том, чтобы сократить экспорт нефти из Ирана до нуля в рамках своей политики «максимального давления» на Тегеран на фоне обострения противостояния по ядерной программе Ирана. Он добился определенных успехов, убедив несколько крупнейших потребителей Ирана - Индию, Японию, Южную Корею и Турцию - обуздать свои покупки.
Но Пекин - более жесткий клиент. В июне около китайского портового города Циндао пришвартовался танкер, перевозивший до миллиона баррелей иранской нефти, с жалобами со стороны республиканских законодателей, которые требовали, чтобы администрация Трампа оказала давление на Китай с целью прекратить его деятельность. Китай также, как сообщается, приветствовал вторую партию иранской нефти с момента истечения срока действия предыдущего отказа в мае - это поставка в 2 миллиона баррелей, которая пришвартовалась в Тяньцзине.
Казалось бы, продолжающееся неповиновение Китая подрывает утверждение администрации Трампа о том, что его усилия по сжатию Ирана работают. В своем недавнем выступлении советник по национальной безопасности Джон Болтон заявил, что «все существенные исключения в отношении продаж иранской нефти сведены к нулю».
Внутренний спор о том, как лучше всего оказывать давление на Пекин, возникает, когда Иран заявляет, что он обогатил уран за пределы, установленные в его соглашении от июля 2015 года с крупнейшими мировыми державами, включая Соединенные Штаты. Это объявление вызвало волну дипломатической активности: европейские страны в последние дни борются за то, чтобы убедить Иран вернуться к условиям сделки, а президент Дональд Трамп предупреждает Иран «быть осторожным».
В прошлом году Соединенные Штаты отказались от ядерной сделки с Ираном, формально известной как Совместный комплексный план действий, но еще не нашли дипломатического пути вперед по мере роста напряженности. Трамп приказал наносить военные удары после того, как Иран сбил американский беспилотник, чтобы отменить его в последнюю минуту.
Администрация потребовала, чтобы Иран выполнил условия СВПД, хотя Трамп неоднократно называл его «худшей сделкой в истории». Тем временем его помощники изо всех сил пытались объяснить, как они намерены заставить или заставить Иран участвовать в переговоры о сделке по ее замене - кроме того, что добавляет еще больше давления.
На экстренной встрече Международного агентства по атомной энергии в Вене в среду, которая закончилась безрезультатно, официальные лица США обвинили Иран в «ядерном вымогательстве» и пригрозили ввести новый раунд санкций. «Специальное заседание Совета управляющих закончилось безрезультатно для Америки», - хвастался Казем Гарибабади, посол Ирана в МАГАТЭ по итогам встречи.
Поздно в среду Трамп заявил в твиттере, что «действия скоро будут существенно увеличены», но не уточнил, что Ирану может понадобиться, чтобы избежать этой участи.
Также не ясно, что администрация посчитает приемлемыми уступками со стороны Ирана. Госсекретарь Майк Помпео изложил 12 условий, которые Тегеран должен выполнить в рамках любых американо-иранских переговоров, но многие иранские аналитики считают их политически невозможными для принятия иранскими лидерами - и Трамп иногда отмахивался от них, предлагая поговорить с иранскими лидерами без предварительных условий. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи сравнил идею с «употреблением яда».
Тем временем США обещают продолжать затягивать гайки по Ирану.
В своем выступлении 7 июля Болтон сказал: «Мы будем продолжать усиливать давление на иранский режим, пока он не откажется от своих программ создания ядерного оружия и не прекратит свою насильственную деятельность на Ближнем Востоке, включая ведение и поддержку терроризма во всем мире».