Мы уже привыкли к тому, что стратегические товары это уран, нефть, газ, редкоземельные металлы. А вот для некоторых государств обычный песок является то же стратегическим товаром.
Малайзия, крупнейший источник морского песка для Сингапура, запретила экспорт этого товара и это может весьма серьезно осложнить амбициозные планы расширения островного государства на мелиорированных землях.
Эти планы включают в себя развитие мега-порта в районе Туас, который должен стать крупнейшим в мире контейнерным терминалом. Сингапур увеличил площадь своих земель на четверть с момента обретения независимости в 1965 году, главным образом за счет использования песка в прибрежных районах.
Премьер-министр Малайзии Мохамад Махатхир, пришедший к власти в прошлом году, ввел запрет на весь экспорт морского песка 3 октября.
Правительственные источники, попросив не называть имени из-за чувствительности этого вопроса, сказали, что Махатхир был расстроен тем, что земля Малайзии используется для увеличения размера ее более богатого соседа. Он также обеспокоен тем, что коррумпированные малайзийские чиновники извлекают выгоду из этого бизнеса.
Энди Шазли Акбар, пресс-секретарь Махатхира, подтвердила, что правительство остановило экспорт песка в прошлом году. Однако он отрицал, что это было направлено на сдерживание планов расширения Сингапура, заявив, что это был шаг по пресечению незаконной контрабанды песка.
По словам источников, запрет никогда не был обнародован из-за потенциальных дипломатических последствий. Сингапур в свою очередь, то же не сделал никаких публичных комментариев по поводу запрета.
Сингапур и Малайзия были частью британской колонии и стали отдельными странами в 1965 году. Они часто имеют напряженные отношения из-за споров по поводу территории и общих ресурсов, таких как пресная вода.
Районы Сингапура. Цифрой 43 обозначен район Туас
Министерство национального развития Сингапура, которое контролирует импорт песка, не ответило напрямую на вопросы о запрете Малайзии, но заявило, что имеет несколько поставщиков песка и временно сокращает потребление этого товара.
"Песок импортируется на коммерческой основе из разных стран, чтобы обеспечить устойчивость наших поставок песка”, - заявили в министерстве. "Правительство также поощряет отрасль снижать зависимость от песка.”
Два торговца, импортирующие песок в Сингапур, которые оба попросили не называть их имени, сказали, что товар становится все более сложнее покупать и заставляет Сингапур поставлять песок из Индии, что повысит затраты - стоимость доставки груза самая большая.
Торговцы добавили, что Сингапур делает стратегические запасы песка в последние годы.
Торговля песком непрозрачна без международного индекса цен, что затрудняет оценку финансовых последствий запрета Малайзии.
Морской песок в основном используется для мелиорации земель, в то время как речной песок является основным компонентом строительных материалов, таких как цемент.
Согласно данным ООН, Сингапур импортировал 59 миллионов тонн песка из Малайзии в 2018 году стоимостью 347 миллионов долларов США. Данные предоставлены таможнями некоторых стран.
Это составило 97% от общего объема импорта песка в Сингапур за год и 95% от глобальных продаж песка в Малайзии.
Данные не учитывают тип песка (речной, морской).
Махатхир, вводил аналогичный запрет на морской песок, когда он был премьер-министром в 1990-х годах, также ужесточал правила экспорта речного и устьевого песка.
Когда Индонезия запретила экспорт в Сингапур в 2007 году, сославшись на экологические проблемы, это вызвало "песчаный кризис" в городе-государстве, в котором строительная деятельность почти остановилась. С тех пор Сингапур озадачился созданием стратегических запасов.
Как и положено стратегическому товару, песок хранится за двойным забором с колючей проволокой
Хаотичная дноуглубительная работа по добыче песка разрушает русла рек, рыболовные угодья, уничтожая источники существования для беднейших слоев населения и загрязняет источники воды в некоторых беднейших общинах Азии.
Но Сингапур раскритиковал Индонезию за то, что она якобы использовала запрет в качестве рычага в переговорах по договору об экстрадиции и делимитации границы.
Сингапур уже вышел на границы континентального шельфа, что означает, что глубина моря, которая должна быть заполнена песком для рекультивации, значительно увеличилась, заявил профессор C. M. Wang, который является консультантом по сингапурским проектам.
Сингапур теперь нуждается в большем количестве песка или новых методах мелиорации, таких как использование польдеров и “очень больших плавучих структур”.
Кроме того, темпы расширения Сингапура ускоряются.
В 2018 году Сингапур вырос на 2,7 квадратных километра, что является самым большим ежегодным расширением за десятилетие.
Одним из проектов рекультивации является “мега порт” в районе Туас, который будет открываться поэтапно до 2040 года.
Первый из четырех этапов строительства в Туасе, который должен быть завершен в 2021 году стоимостью около 1,8 миллиарда долларов, будет использовать 88 миллионов кубометров материалов для восстановления площади, эквивалентной 383 футбольным полям, заявили власти.
Сингапур заявил, что проект порта Туас, включая рекультивацию, продвигается по графику.
"Помимо песка, MPA использует материалы из различных источников для рекультивации земли. К ним относятся дноуглубительные материалы из навигационных каналов и фарватеров”, - сказала пресс-секретарь морского и портового управления Сингапура (MPA)