Заявленное Валентиной Матвиенко стратегическое партнерство России и Египта – успешный пример возвращения нашей страны в Африку. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал доцент Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук Игорь Герасимов.
Спикер Совета Федерации России Валентина Матвиенко на встрече с председателем Палаты представителей (парламента) Египта Али Абдель Алемом отметила высокий уровень диалога между странами. Она сочла, что российско-египетские отношения динамично развиваются, главным их двигателем являются личные доверительные отношения лидеров двух стран. Матвиенко уточнила: Москва рассматривает Каир в качестве одного из наиболее важных партнеров на Ближнем Востоке и в Африке.
"Без преувеличения отношения России и Египта можно назвать одним из самых успешных примеров возвращения РФ в Африку, - отмечает эксперт. – Высокий уровень товарооборота, доверительные личные контакты между лидерами стран Владимиром Путиным и Абдул-Фаттахом Ас-Сиси. Стоит учесть, что товарная номенклатура в торговле двух государств не сводится лишь к военно-промышленной продукции и зерновым, как это бывает довольно часто. Товарообмен широкий – от нефти и топлива до сложных машин и оборудования.
Столь тесные связи привели к полноценному стратегическому партнерству, которое оформлено официально. Достигнутые показатели – далеко не "потолок" в российско-египетских отношениях, потенциал совместной работы еще очень высок. В целом ряде сфер настоящая совместная работа лишь только начинается.
Наиболее наглядно это можно наблюдать на примере масштабного двустороннего проекта по Суэцкому каналу. Столь серьезного уровня сотрудничества России пока не удалось достичь с другими странами африканского континента".
Суэцкая платформа
Весной 2018 года Россия и Египет подписали соглашение о создании российской промышленной зоны в Порт-Саиде. Договоренность заключена сроком на 50 лет и будет автоматически обновляться, если ни одна из сторон не заявит о своем намерении прекратить его действие. Египет предоставит резидентам российской промышленной зоны и управляющей компании участок в 525 гектаров для организации промышленных производств, а также облегченный налоговый режим. Это очень выгодные условия для российских компаний.
Промзона расположится на востоке Порт-Саида и станет частью экономического района Суэцкого канала. По прогнозам Минпромторга, реализация проекта займет около 13 лет, но уже к 2026 году компании-резиденты смогут производить продукцию на $3,6 млрд ежегодно. Российские компании получат арендные каникулы, льготные тарифы на энергетические ресурсы, особый преференциальный налоговый режим, а также заранее подготовленную площадку.
"Зона Суэцкого канала дает возможность разворачивать интереснейшие и очень выгодные экономические проекты. Водная артерия сама по себе дает неплохие логистические перспективы. Насколько известно, строительство инфраструктуры промзоны уже началось, и российские компании очень заинтересованы в этом проекте. Надеются на удачную реализацию создаваемой промзоны и египетские власти.
В начале весны этого года в Петербург приезжал глава администрации Суэцкого канала – он привез с собой довольно впечатляющую делегацию бизнесменов и официальных лиц из своей страны. После этого уже другая делегация проводила предметные переговоры уже в Москве. То есть создаются конкретные инициативы, которые продолжат успешное сотрудничество двух стран. Для России же это серьезный шаг по дальнейшему продвижению в Африку", - подчеркивает эксперт.
Дело за туризмом
Как известно, в октябре 2018 года во время официального визита президента Египта в Россию был подписан договор о всестороннем партнерстве и стратегическом сотрудничестве, который "является основополагающим документом на длительную перспективу, на который должны ориентироваться и парламентарии, интенсифицируя межпарламентский диалог". Россия и Египет регулярно проводят встречи в формате "два плюс два" – на уровне глав МИД и Минобороны. Этот формат стороны называют крайне плодотворным.
Меж тем, в отношениях Москвы и Каира остается камень преткновения – России до сих пор сохраняет запрет на авиаперелеты в Египет. Он был введен после катастрофы 31 октября 2015 года над центральной частью Синайского полуострова, где в результате теракта потерпел крушение Airbus A320. Тогда 224 человека погибли, почти все - россияне. Москва требует повышенных мер безопасности от аэропортов Египта, Каир уверяет – они уже введены.
"Снятие запрета на прямые перелеты будет позитивно воспринято в Египте и подтолкнет его к новым взаимовыгодным договоренностям. Ведь финансовый поток от российских туристов в экономику арабской страны существенно повысится, что подтолкнет Каир к новым инициативам. Такой шаг будет рассматриваться как дружественный жест со стороны Москвы. Россия же может перенести модель отношений в сфере туризма в другие африканские страны, так как она очень удачна.
Египет также заинтересован и в других проектах с РФ – в сферах, где наша страна традиционно сильна. Возможно, в сфере железнодорожного строительства инициатив не так много, однако египтяне очень заинтересованы, к примеру, в энергетическом сотрудничестве. В частности, им очень интересен опыт РФ в атомной энергетике - АЭС Эль-Дабаа будет строить и обслуживать Россия", - заключает Игорь Герасимов.