Ремарка заместителя министра обороны РФ Татьяны Шевцовой о том, что нужно провести индексацию денежного довольствия контрактникам, не говорит о том, что на данном направлении у нас есть проблемы – считает военный эксперт Алексей Леонков.
Индексация денежного довольствия является нормальным процессом
Дело в том, что Шевцова заявила, что денежное довольствие контрактников в Российской армии оказалось ниже средней зарплаты по стране, в связи с чем Минобороны РФ просит Министерство финансов РФ увеличить эту сумму, проиндексировав все базовые показатели.
Такая индексация была в 2018 году проведена только один раз, что в Минобороны РФ считают недостаточным. Это нужно контрактникам для того, чтобы снимать служебное жилье, а также для решения других бытовых задач, которые стоят сегодня перед военнослужащими.
Это все коррелирует с недавним заявлением министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу, который отметил, что с 2012 года общее число контрактников в Российской армии увеличилось в два раза. Это связано, как с увеличением штатной численности Вооруженных сил РФ, так и с тем, что Москва взяла долгосрочный курс на переход нашей страны на полностью профессиональную армию.
Кроме того, по словам Шойгу, в российских вооруженных силах действует новая система комплектования, когда два батальона формируются из контрактников, а только один из призывников. Так что, все это говорит о существенных изменениях в Российской армии.
«Ключевое слово здесь индексация. После некоторых изменений в российской финансово-экономической политике, когда подрос НДС, а также случилось несколько других событий в российской экономике, возникло ряд проблемных моментов», - констатирует Леонков.
Как замечает эксперт, все эти процессы сказались на продуктах жизнеобеспечения военнослужащих – это питание, одежда, квартплаты, ведь цены в России выросли и логично, что Минобороны РФ поставило данный вопрос об индексации денежного довольствия контрактников.
«При этом, каждая индексация заработной платы контрактников и всех других военнослужащих проводится планово, и то, что об этом было сейчас объявлено, говорит о том, что в Минобороны РФ планируется повысить денежное довольствие в самое ближайшее время. Наверняка, у Шевцовой уже есть цифры, на которые должны будут увеличиться данные показатели», - резюмирует Леонков.
Неудивительно и то, что Шевцова здесь обратила внимание именно на контрактников, поскольку, как отмечает Алексей Петрович, эта категория военнослужащих подпадает под программу военной ипотеки, которую им необходимо ежемесячно обслуживать.
«Поэтому перед нами вполне нормальный административный процесс в рамках Минобороны РФ, и в этом заявлении со стороны ведомства нет ничего сверхсенсационного, и, тем более, это не говорит о каких-то системных проблемах», - заключает Леонков.
Переход на полностью контрактную армию является долгосрочной задачей
Другой вопрос, что любые разговоры о контрактниках и их заработной плате в России часто оцениваются через призму перехода нашей страны на профессиональную армию, т.е. в данной интерпретации – на вооруженные силы, где все военнослужащие будут набираться не по призыву, а работать по контракту. Об этом, как о направлении, говорил и Шойгу, и российский президент Владимир Путин.
«И вопрос индексации денежного довольствия и увеличения доли контрактников проходит в России на законодательном уровне. Все эти вопросы решаются в юридической плоскости на базе изменений федерального законодательства», - констатирует Леонков.
В то же время, эти вопросы между собой мало соприкасаются, поскольку проблема индексации денежного довольствия говорит о заработной плате военнослужащих здесь и сейчас, а переход на контрактную армию – это аспект изменения облика Российской армии.
Естественно, это потребует значительных финансовых вливаний, но главный вопрос заключается не в этом, а в подготовке резерва и новом методе рекрутирования военнослужащих. Это стратегическая проблема, которая должна быть решена в первую очередь.
Что касается финансового аспекта, то это также играет значительную роль, поскольку порядка 20 процентов циклопического военного бюджета США уходит на зарплату военнослужащих, и это отражает проблемность комплектования полностью контрактной армии.
«В США вообще складывается интересная картина – например, нельзя забывать про то, что у американцев самое большое число военных баз в мире. И содержание военнослужащих, помимо денежного довольствия, имеет под собой еще и такие финансовые понятия, как различные командировочные и другие целевые траты. Из 716 млрд долларов военного бюджета США на 2019 год на зарплату личного состава уходит 147 млрд, а 198 млрд уходит на боевую подготовку и так называемое тыловое обеспечение», - резюмирует Леонков.
Если военнослужащий США участвует в военных операциях, то на это из бюджета тратятся деньги – в год это где-то 70 млрд долларов, и еще в американском военном бюджете существует статья, которая не раскрывается и называется «прочие расходы».
Американский военный бюджет, конечно, не может быть России примером, поскольку он раздут до невозможности вследствие разных финансовых схем и агрессивной внешней политики США, но это показывает, что контрактная армия требует серьезных расходов.
В России их пытаются минимизировать, но на личном составе Российской армии экономить нельзя, и этого никто не будет делать.