Идею пенсионных доплат Гройсман подсмотрел в России

Идею пенсионных доплат Гройсман подсмотрел в России

«Не удивлюсь, если окажется что у премьера Владимира Гройсмана или его советников в Москве живет родня», – это фраза из нашей статьи. Тогда речь шла о том, что Гройсман позаимствовал у мэра Москвы идею подарков новорожденным – «бэби-боксы». И вот новый «плагиат» – доплата к низким пенсиям до прожиточного минимума, которую Кабмин установил с 1 июля, сначала появилась в России. Мы ничуть не против, чтобы заботиться о беднейших даже при пустом бюджете. Просто сам факт…

 

Как сообщали СМИ, Кабмин решил с 1 июля повысить пенсии (ввести доплату) до размера 2 тыс. грн для женщин с трудовым стажем более 30 лет и мужчин со стажем более 35 лет. Для этого Кабинет Министров увеличил доходы и расходы Пенсионного фонда в 2019 году, приблизительно, на 30 млрд. грн: доходы до 438,6 млрд. грн и расходы до 438,2 млрд. грн. При этом собственные доходы ПФ увеличены с 230,6 до 245,8 млрд. грн, расходы – с 282,8 до 303,4 млрд. грн.

В пояснительных документах к постановлению не сказано, из каких источников дырявый Пенсионный фонд получит дополнительные доходы. Прежние “подачки” еще пытались объясняли тем, что государство заработало на растаможке “евроблях”. Теперь над легендами даже не парились. Откуда деньги? Из тумбочки (печатного станка).

А больше им взяться неоткуда. То, что поступления от единого социального взноса (ЕСВ) на общеобязательное государственное социальное страхование выросли за пять месяцев на 23,1% и составляли 105,6% от росписи, всецело перекрывается повышенными расходами: нынешними и будущими.


Не взирая на такую “радужную” картину, Владимир Гройсман, оказавшийся в плачевном положении аутсайдера политических процессов при любом их раскладе, лихорадочно ищет способ оттянуть свой конец. Ему кажется, что нужно сделать несколько удачных пиар-ходов в социальной сфере и недостающие до проходного балла проценты у него в кармане

Будущие — плановое повышение пенсий с сентября: на это нужно 2,5 млрд. грн. Нынешние — монетизированная субсидия для пенсионеров, которая платится за счет ПФУ (только за май месяц 2,23 млн граждан получили на руки 1,82 млрд. грн), и все, что было выплачено за время избирательной кампании: индексация пенсий, выплата единовременного пособия 2,4 тыс. грн. Плюс повышение прожиточного уровня и, соответственно, минимальной пенсии с 1 июля, заложенные в бюджет. Это все затраты еще до решения Кабмина, принятого 26 июня.

Эксперт Алексей Дорошенко подсчитал, что за первые четыре месяца 2019-го фактические расходы Пенсионного фонда превысили плановые на 8,9 млрд. грн. В марте возник дефицит 4,8 млрд. грн, а в апреле – уже 5,2 млрд. грн. Не удивительно! Мы ранее писали, что на пенсионные выплаты в марте было направлено 36,41 млрд. грн. Это на 6 млрд. грн больше, чем в феврале (30,97 млрд. грн) из-за надбавок к пенсиям. На монетизированные субсидии ПФ потратил 3,98 млрд. грн.

На этот год планировались расходы Пенсионного фонда в размере 408 млрд. грн, но индексация пенсий и единовременные выплаты не учитывались. За счет ЕСВ планировали покрыть 265 млрд. грн, а 143 млрд. грн оставались дефицитом. После предвыборной щедрости дефицит Пенсионного фонда стал составлять 166 млрд. грн. Введение с июля доплат к пенсиям до 2 тыс. грн повлекло увеличение расходов ПФ еще на 3,6 млрд. грн. в месяц. Поэтому и докинули 30 млрд. грн. Итого выходим на “пенсионный дефицит” почти в 200 млрд. грн.

Кстати, как мы писали, в прошлом году и без значительных повышений, индексаций, одноразовых выплат и денежной субсидии пенсионерам, ПФУ тоже не справился. Его фактические расходы составили 358,6 млрд. грн, увеличившись на 67,1 млрд. грн (+23%) по сравнению с показателем 2017-го. А доходы упали на 6,54 млрд. грн – до 206,92 млрд. грн по сравнению с плановыми 213,46 млрд. грн.

Кабмину пришлось в декабре 2018-го срочно пересматривать размер дотации задним числом. На покрытие дефицита средств Пенсионного фонда добавили 10,77 млрд. грн – дотянув сумму до 150,09 млрд. грн. Общие доходы Пенсионного фонда были увеличены на 5,15 млрд. грн – до 358,78 млрд. грн. Хотя изначально утвержденный в прошлогоднем бюджете дефицит ПФУ закладывался на уровне 139,3 млрд. грн.

Не взирая на такую “радужную” картину, Владимир Гройсман, оказавшийся в плачевном положении аутсайдера политических процессов при любом их раскладе, лихорадочно ищет способ оттянуть свой конец. Ему кажется, что нужно сделать несколько удачных пиар-ходов в социальной сфере и недостающие до проходного балла проценты у него в кармане.

Первое, что приходит в таком случае на ум, – нужно повысить пенсии. Как это сделать, если внести изменения в бюджет сейчас нереально — Верховная Рада занята перевыборами?

Юридический и практический механизм выплат должны принять послезавтра на очередном заседании правительства. Там же мы увидим, насколько изящно юристы сумели обойти законодательную норму, которая не позволяет поднять пенсии одним людям и не поднять другим

Спасительная идея пришла из Москвы, откуда Владимир Гройсман уже “скопипастил” “Пакунок маляти”, оказавшийся точной копией подарка от мэра Москвы Сергея Собянина, который с 2017 года выдают всем новорожденным гражданам столицы РФ. Кстати, с 1 июня вещички в коробке, которую выдают от имени украинского Кабмина, стали поприличнее.

С мая этого года российские пенсионеры, которым назначены минимальные пенсии, начали получать усовершенствованные доплаты (федеральные или региональные) до прожиточного минимума. Разница в том, что российские пенсионеры получают доплаты до прожиточного минимума для нетрудоспособных. А у нас Гройсман сделал доплаты до минимума трудоспособных.

Потому что в соответствии с законом “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий” от 3 октября 2017 года прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность, стал равен минимальному размеру пенсии. Меньше этой суммы быть не может. И вот появился повод: в соответствии с бюджетом подоспело всеобщее повышение прожиточного минимума с 1 июля. Для трудоспособных повысили с 1856 до 1963 грн., для нетрудоспособных – 1564 грн. Фактически доплаты пенсионерам с большим стажем и низкими пенсиями до 2000 грн — до “подтяжка” их доходов до прожиточного минимума трудоспособных.

Интересно, что еще в марте вице-премьер по социалке Павел Розенко говорил журналистам, что в Кабинете министров нарабатываются изменения формулы расчета пенсий тем пенсионерам, которые вышли на пенсию до 2010 года. В такой формуле увеличат роль трудового стажа в определении размера пенсионной выплаты. Думали долго. Пока не обратили внимание на российский вариант доплат.

“Пиратскую копию” лепили в спешке, многие детали доработать не успели. Гройсман лишь сказал, что на дополнительный рост пенсий с 1 июля могут рассчитывать мужчины-пенсионеры, имеющие более 35 лет стажа, и женщины-пенсионерки со стажем более 30 лет. При условии, что сейчас их пенсия меньше 2000 грн.

Юридический и практический механизм выплат должны принять послезавтра на очередном заседании правительства. Там же мы увидим, насколько изящно юристы сумели обойти законодательную норму, которая не позволяет поднять пенсии одним людям и не поднять другим.