В США существует заинтересованность в развитии торгово-экономического сотрудничества с Россией, пусть и последнее носит на сегодня крайне специфический характер – считает доцент Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян.
Торгово-экономическое сотрудничество России и США продолжается и сегодня
В рамках саммита G20 в японской Осаке министр экономического развития РФ Максим Орешкин заметил, что у России и США существует очень большой потенциал в двусторонних торгово-экономических отношениях, но его реализация всецело зависит от Вашингтона.
Орешкин обратил внимание на то обстоятельство, что товарооборот между Россией и Китаем составляет 108 млрд долларов, а между нашей страной и США всего 25 млрд долларов. Только это говорит о том, что в данном направлении заложен очень большой потенциал.
«У России и США и сегодня есть сотрудничество по ракетным двигателям, по продукции двойного назначения и, в конце концов, по закупке российского вооружения – для той же Афганской армии нужно именно российское оружие, а не американское, поскольку солдаты в этой стране привыкли к отечественным разработкам. Так что, такое сотрудничество России и США не прекращалось», - констатирует Мирзаян.
Впрочем, все это говорит и о том, что данное сотрудничество носит целевой характер, т.е. в рамках каких-то определенных проектов – в виде двигателей для американских ракет или согласованных между Россией и США мер по поддержке афганского правительства.
И все же это частности, а полномасштабное российско-американское торгово-экономическое сотрудничество сдерживается режимом санкций США и ответных российских контрсанкций, в результате которых бизнес в Москве и Вашингтоне за последние годы охладел друг к другу.
Очевидно, что если предположить отмену санкций вместе с «медовым месяцем» в отношениях России и США, то наше торгово-экономическое сотрудничество сразу пойдет в рост – это мы помним на примере опыта восьмидесятых и девяностых годов, но в современной ситуации на этот счет существует вполне определенный скепсис, который подкрепляется и структурой российской национальной экономики.
Россия рассматривает США, как одно из возможных направлений для сбыта ресурсов, а также как источник технологий и новых производственных решений, но именно это и является основным моментом в современной американской санкционной политике.
Рост сотрудничества с США включает в себя немало рисков
Доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что перед нами чрезвычайно сложный вопрос, хотя нет сомнений, что торгово-экономические отношения РФ и США могут развиваться лучше.
«Когда мы затрагиваем вопрос торгово-экономических отношений России и США, то надо вспомнить два важных момента. Во-первых, данный вопрос мы воспринимаем исключительно в контексте экспорта нашей продукции в другие страны», - резюмирует Грибов.
И здесь все, что мы могли сделать, уже сделано. Это металлы, а также другие природные ресурсы – например, в прошлом году французы перепродали один из танкеров с сырьем с «Ямал-СПГ» в США. Еще можно вспомнить про «целевые сделки» в виде двигателей РД-180, но на этом мы не сможем выстроить какие-то большие объемы двустороннего торгово-экономического сотрудничества с США.
«Во-вторых, это импорт американской технической продукции в нашу страну, и здесь возникает вопрос, а нужно ли нам вообще это, учитывая геополитическую напряженность и масштабную российскую программу импортозамещения», - заключает Грибов
Как замечает эксперт, мы на многие старые американские поставки уже нашли альтернативных поставщиков, а то и вообще, наладили нужное производство внутри России, не говоря уже о том, что за небольшим исключением США не поставят нам чего-то уникального.
«Например, мы из США импортировали очень много деталей, которые использовали в производстве продукции – самым ярким примером такой политики является Superjet-100, который из-за этого сегодня приходится перепроектировать», - констатирует Грибов.
По словам Павла Геннадьевича, именно за счет этого раньше активно развивался торгово-экономический оборот с США, но в 2014 году мы вдруг выяснили, что в России большая проблема с компонентной базой, и про данный момент здесь также нельзя забывать.
Также нельзя пройти мимо того, что текущая администрация США президента Дональда Трампа ведет специфическую торговую политику, которая уже привела к развязыванию большого числа внешних конфликтов – только одна ситуация с Китаем чего стоит. Естественно, это придает градус сомнительности любым планам по построению торгово-экономических отношений нашей страны с американцами.
«Можно предположить, что если бы мы заказали большие объемы американской продукции, то сразу бы получили льготы со стороны США, а также отмену части санкций – команда Трампа это очень любит, но это ненужное и рисковое мероприятие», - резюмирует Грибов.
Достаточно вспомнить ситуацию времен индустриализации, когда проблемные отношения молодого советского государства с Западом не мешали американским компаниям активно работать в СССР и строить здесь заводы и другие объекты – в частности, Днепрогэс.
Но сегодня другие годы и программе Трампа по возвращению производства США мы помогать не будем.