Переговоры между Новаком и Шефчовичем по газовым вопросам демонстрируют напряженную ситуацию с украинским транзитом и важность этой проблемы для Евросоюза – считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
Украина саботирует переговоры по новому соглашению
Напомним, что сегодня в Москве состоялась встреча министра энергетики РФ Александра Новака и заместителя председателя Еврокомиссии, еврокомиссара по энергетическим вопросам Мароша Шефчовича. На ней стороны обсудили весь спектр газовых вопросов.
В частности, по ее итогам Новак заявил, что Россия предложила Украине решить проблему со стокгольмским арбитражем переговорным путем, и это означает, что Москва признает результаты вердикта арбитров даже несмотря на их явно несправедливый характер. Ведь шведские арбитры на основании тезиса о плохом состоянии украинской экономики придумали России серьезный долг, объемом в 2,56 млрд долларов.
И здесь нельзя забывать про то, что в эту сумму не включаются те 2 млрд долларов, которые Украина должна России за поставленный еще до событий 2014 года газ. Они также сгорели в результате решения арбитров, которое «Газпром» пытается оспорить с государственном суде Швеции. При этом, Россия и «Газпром» не хотят идти против традиций международного торгового права и признают даже такой исход дела.
Другой вопрос, что на переговорах с Украиной и Евросоюзом по поводу транзита российского газа позиция российской стороны носит жесткий характер – достижение соглашения признается возможным только в случае улаживания истории со стокгольмским арбитражем.
Это является условием российской стороны, на которое пока не готова идти Украина, причем отсутствие каких-либо переговоров на эту тему между Киевом и Москвой подтверждают и украинские эксперты – в частности, тот же Дмитрий Марунич.
«Украина по поводу решения стокгольмского арбитража будет стоять до последнего, поскольку, во-первых, для Киева это очень большие деньги, а, во-вторых, к этому решению привязаны известные премии для топ-менеджмента «Нафтогаза», - заключает Правосудов.
Напомним, что глава «Нафтогаза» Андрей Коболев и занимающий сегодня должность директора по развитию бизнеса «Нафтогаза» Юрий Витренко выплатили топ-менеджменту своей организации, в том числе, и себе лично, 45 млн евро за «победу в стокгольмском арбитраже». Тот факт, что это была неприкрытая коррупция, признали даже в администрации Петра Порошенко, но хода этому делу так и не дали.
Соответственно, украинская сторона пока «Нафтогазом» руководят Коболев и Витренко не может согласиться на компромисс по решению шведских арбитров и требует от «Газпрома» прямых выплат. При этом, они этого не добьются – «Газпром» пойдет на закрытие данного вопроса только путем пакетного соглашения, не говоря уже о том, что само решение еще может быть отменено в шведском суде.
«Таким образом, компромиссное решение по стокгольмскому арбитражу означает, что Коболеву и Витренко необходимо будет возвращать деньги обратно в украинский бюджет. Это невозможно для них, и они будут здесь биться до последнего», - констатирует Правосудов.
Здесь можно привести слова еще одного украинского эксперта по энергетике – Валентина Землянского, который отметил, что Коболев не скрывает, что у него на Украине собственности нет, все средства он выводит за рубеж и не связывает своего будущего с данной страной.
В результате, руководство «Нафтогаза» относится к своим должностям, как к ферме, с которой они получают «плоды», и не собираются от этого отказываться, что и тормозит заключение соглашения между Россией, Украиной и Евросоюзом по транзиту российского газа.
Основная надежда здесь на Евросоюз
«Поэтому нам нужно ждать решения государственного суда Швеции, поскольку сами украинцы не откажутся от своей позиции. Впрочем, сторонам до конца текущего года все равно придется найти компромисс по транзиту российского газа», - резюмирует Правосудов.
Как замечает эксперт, в нашей практике уже была угроза приостановки транзита российского газа по договорным причинам. Это почти произошло не только в случае с Белоруссией, тогда транзитный договор подписали только 31 декабря. Еще была известная история с Украиной, когда после украинской «оранжевой революции» на какое-то время были прекращены поставки газа в Евросоюз в середине нулевых годов.
«Это уже было, но это означает огромные проблемы, причем, прежде всего, для европейских потребителей, ведь текущий договор между Россией и Украиной прекращается 31 декабря, а это зима, низкие температуры и другие объективные сложности», - заключает Правосудов.
Что касается России, то, как замечает Сергей Александрович, мы не заинтересованы в прекращении транзита газа через территорию Украины, поскольку с формальной точки зрения «Газпром» должен поставлять газ своим потребителям в ЕС на западные украинские границы.
«И это большая проблема для Евросоюза, на который и вся надежда в вопросе заключения нового транзитного соглашения с Украиной, ведь формально последняя не закупает российский газ, хотя фактически это не так», - констатирует Правосудов.
Поэтому Украина также не заинтересована в прекращении российского транзита, но европейцы не заинтересованы в этом еще больше.
Соответственно, итоговое соглашение будет подписано только в конце 2019 года, а пока этому мешает ряд факторов – это и отсутствие в Швеции конечного судебного решения по стокгольмскому арбитражу, и личные интересы многих украинских игроков.