Сотрудничество России и Венесуэлы в нефтяной сфере, если брать экономический момент, связано с определенным риском – считает директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.
Россия может поучаствовать в венесуэльском экспорте в качестве посредника
Министр нефти Венесуэлы Мануэль Кеведо на Петербургском международном экономическом форуме(ПМЭФ) заявил, что Каракас собирается заменить американский рынок сбыта нефти на российский, и отметил, что это является магистральной линией венесуэльской политики.
При этом, Россия является одним из крупнейших экспортеров нефти в мире и не нуждается в поставках венесуэльских энергоресурсов, хотя бы из-за территориальной отдаленности данной страны. Такие поставки, конечно, технически возможны, но стоить будут недешево.
«Что касается России, то у нас есть определенные экономические интересы в Венесуэле. Так что, только на основании этого наша страна заинтересована в стабильности в данном латиноамериканском государстве. Если брать вопрос прямых поставок, то Россия, естественно, не та страна, которая нуждается в импорте энергоресурсов, не говоря уже о поставках из Венесуэлы», - резюмирует Кулагин.
России достаточно своего сырья, но нефтяной рынок оставляет нам варианты сотрудничества. Ведь если кто-то из поставщиков нефти испытывает сложности со сбытом, то он, как замечает эксперт, начинает реализовывать свой товар со скидкой, и это реально вызывает интерес.
«В такой ситуации те компании, которые играют на разнице скидки и рыночной цены, могут заработать на подобной сделке. Это дает какой-то потенциал для нефтяных сделок с Венесуэлой, но это уже вопрос не теории, а практики», - констатирует Кулагин.
Тем более, речь здесь идет не о России, как государстве, а об отдельных российских компаниях – хотят ли они участвовать в проектах Венесуэлы, или у них нет интереса к подобным начинаниям. А так, нефтетрейдеры вполне могут заработать на таких нефтяных операциях.
«С другой стороны, все эти преференции, которые может дать российским структурам Венесуэла, являются как возможностью для заработка, так и несут с собой конкретные риски. Нужно трезво взвешивать ситуацию и понимать, кто и на что здесь готов пойти. И еще здесь нельзя забывать про то, что ряд российских компаний имеют долгосрочные договора с Венесуэлой», - заключает Кулагин.
Соответственно, возврат венесуэльских долгов, а они достаточно большие – например, перед той же «Роснефтью», может проходить в виде поставок венесуэльской нефти, которая будет сразу перепродаваться на мировом рынке, а не идти в нашу страну.
«Кстати говоря, такие поставки не подпадают под санкционное воздействие со стороны США и их союзников, поэтому здесь заложена перспектива, хотя это и не говорит о физических поставках нефти из Венесуэлы на российский рынок», - резюмирует Кулагин.
Российские структуры могут получить выплаты от Венесуэлы нефтяным сырьем, которое затем будет перепродано ими на мировом рынке, но это более глубокий вопрос, и нельзя говорить о том, что такие операции носят простой характер – здесь есть целый ряд нюансов.
Венесуэла может сменить направления своего экспорта
Примечательно, что Кеведо еще заявил и о том, что Венесуэла хочет диверсифицировать направления своего нефтяного экспорта и сделать ставку на такие государства, как Россия, Индия и Китай. Это и неудивительно, поскольку эти страны не будут соблюдать санкции США в отношении Венесуэлы, а Индия и Китай являются крупнейшими импортерами нефти в мире, и им с каждым годом нужно все больше сырья.
Только Индия и Китай находятся очень далеко от Венесуэлы, а ближайший морской путь к ним проходит через Панамский канал, «нейтралитет» которого бдительно охраняют Соединенные Штаты. Соответственно, есть вопрос, а не будет ли проблем с таким экспортом.
«На самом деле, нефть морским путем можно поставлять куда угодно, где ее готовы принимать т.е. транспортных ограничений, как таковых, нет. Нефть транспортируется в жидком виде и стоимость ее транспортировки в итоговой цене – достаточно небольшая. Так что, все ведущие мировые компании свободно торгуют сырьем на глобальном нефтяном рынке», - констатирует Кулагин.
По словам Вячеслава Александровича, трансферт нефти происходит между регионами без особых проблем, хотя здесь и есть фактор США, но вряд ли они будут заниматься задержанием подобных грузов из Венесуэлы, ведь в них задействованы и интересы третьих стран.
«Главный вопрос заключается в качестве нефти, поскольку в разных регионах мира НПЗ настроены на определенные марки и сорта, и если сырье отклоняется по параметрам, то с ним нужно проводить технические операции», - заключает Кулагин.
Например, путем смешения венесуэльского сырье с топливом из США американским импортерам удавалось добиться получения такого продукта, который оптимально подходит для их национальных НПЗ. Это и логично, ведь венесуэльская нефть является очень плотной.
«Соответственно, венесуэльцам в современной ситуации придется торговать по особым схемам. Эти схемы не должны предполагать ситуацию, когда на компании, которые в них участвуют, могли бы быть наложены американские санкции», - резюмирует Кулагин.
Впрочем, в любом случае, несмотря на весь энтузиазм венесуэльцев, торговать нефтью теперь им намного сложнее.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+