Российские ответ на санкционные потуги Украины не заставил себя ждать. С сегодняшнего дня поставки угля и нефтепродуктов из России на Украину находятся под запретом. Решение Москвы обернулось для Киева очень серьезной энергетической проблемой, что уже признали и на уровне Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Запрет на поставки топлива из России на Украину
Как следует из постановления правительства РФ, с сегодняшнего дня прямогонный и товарный бензин, дизельное топливо, пропан, бутан и прочие сжиженные газы можно поставлять на Украину только по разрешению Минэкономразвития. Кроме того, под ограничения попали каменный уголь, брикеты, окатыши, бурый уголь, кокс, ретортный уголь и другие виды топлива.
Такие разрешения, включая объем поставок, будут пересматриваться ежемесячно. Накануне ведомство направило в правительство перечень компаний, которым могут выдать такие разрешения. Проблему признают и на уровне Совета национальной безопасности и обороны Украины. Как заявил секретарь СНБО Александр Данилюк, наибольшие проблемы создаст запрет поставок из России нефти и бутана.
«Киев обсуждает эту проблему на высшем уровне, ей было посвящено последнее заседание Совета национальной безопасности Украины, в котором впервые принял участие президент Зеленский. Обсуждают, но там нет никаких панических настроений. С одной стороны они заявляют о том, что могут очень быстро поменять поставщиков, называется срок в течение месяца и обещают, что ситуация не приведет к какому-то резкому скачку цен.
С другой стороны до последнего времени около 80% бензина, дизельного топлива и нефти составляли именно поставки из РФ и Белоруссии. Около половины от это объема приходилось на Россию. Естественно, если Россия закрывает свои поставки, то этот объем продукции будет поставляться из Белоруссии.
Причем нефтепродукты, будут вырабатываться из российской нефти. Белоруссия здесь является выигрышной стороной, так как она может в два раза нарастить поставки и заработать дополнительные деньги», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» замдекана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев.
Если говорить о нефти как таковой, то Украина ее практически не закупает, отмечает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович, Киев последовательно добивал свою переработку, и в итоге сейчас там работает лишь Кременчугский завод, принадлежащий группе «Приват» олигарха Коломойского.
Серьезные проблемы с углем
Этот завод не обеспечивает и половины потребностей страны в топливе, потому сама нефть не станет востребованным дефицитом на Украине, она предпочитает приобретать готовые нефтепродукты. Киев начнет закупать энергоресурсы в других странах, что негативно скажется на экономике страны, так как цены на сырье и топливо будут выше. Фактически получит развитие та же самая истории, что происходила и с реверсом газа.
«Украина не покупает российский газ напрямую по политическим мотивам, теперь по такому же принципу они будут приобретать нефтепродукты у Белоруссии, выработанные из российской нефти дизельное топливо и бензин. Причем Минск перепродает и российский уголь, о чем всем хорошо известно, Украина и раньше его покупала таким образом, записывая его как белорусский, хотя там нет ни одной шахты», - добавляет Суздальцев.
В свою очередь Митрахович считает, что ситуация с углем может оказаться гораздо серьезнее. По его словам, в последние годы из РФ на Украину шли огромные объемы угля и дизельного топлива. Наиболее чувствительным для Киев здесь окажется как раз дефицит угля, так как значительная часть энергетики страны и многие процессы в металлургической промышленности завязаны именно на уголь.
Киев попытается заместить эти поставки и не сможет, потому что таких объемов у соседних стран просто нет. В этой связи страна столкнется с энергокризисом, последующим масштабным сокращением производства и как следствие политическими протестами, предполагает эксперт.
Но столь серьезные проблемы в энергетике Киев создал сам своими санкционными потугами, первым введя против РФ санкции на электрические проводники для напряжения более 1 тысячи Ватт, пружины для грузовых вагонов, электрическую аппаратуру для устройств железнодорожной автоматики и связи, а также формалин и карбамидо-формальдегидный концентрат. Россия вынуждена была отвечать на столь недружественный шаг.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 565
Рейтинг поста: