Москва, 1 июня - "Вести.Экономика"
Согласно данным официальной статистики, спрос на газ в Китае превысил отметку в 280 млрд куб. м, увеличившись на 45 млрд куб м (19%). Впрочем, власти Поднебесной всё еще далеки от достижения 10-процентной доли природного газа в энергобалансе страны к 2020 году. Сейчас этот показатель чуть не дотягивает до 7%, и, чтобы приблизиться к цели 13-й пятилетки, КНР нужно не только поддерживать набранный темп, но и увеличивать его. И пока рост потребления во всё большей степени обеспечивается импортным газом, так как собственная добыча растет гораздо медленнее. О том как Китай обеспечивает себя газом, - в материале журнала Газпром.
Пекин продолжает демонстрировать отменный аппетит к поглощению природного газа. После резкого ускорения роста спроса в Китае на этот вид топлива в 2017 году (на 15%, или на 20 млрд куб. м) потребители стали чаще испытывать проблемы из-за перебоев поставок, особенно в периоды пикового спроса или при возникновении трудностей у экспортеров. Многие ожидали, что энтузиазм и китайских властей, и самих покупателей пойдет на убыль. Однако по итогам прошлого года двузначные темпы роста не только сохранились, но и значительно превысили показатели 2017-го.
Сланцы не даются
В 2018 году в Китае было добыто около 160 млрд куб. м газа, что почти на 9% больше, чем годом ранее. Основной прирост обеспечили крупнейшая нефтегазовая компания Китая CNPC и ее совместные с западными корпорациями предприятия. Из 12 млрд куб. м общекитайского прироста на них пришлось как минимум три четверти. Другие крупные компании КНР – Sinopec и CNOOC – отчитались о росте добычи всего на 1 млрд куб. м каждая. При этом по-прежнему очень слабый рост показывает индустрия разработки сланцевых залежей, на которые власти Китая возлагали особые надежды в сфере наращивания внутренней добычи.
По итогам прошлого года было добыто и поставлено потребителям около 10 млрд куб. м сланцевого газа. Основным производителем остается Sinopec, но в прошлом году она сумела добыть только 6 млрд куб. м, провалив планы по увеличению производства. Одной из причин, судя по всему, стали участившиеся случаи землетрясений и усилившиеся протесты населения против газодобычи. CNPC отчиталась о росте добычи сланцевого газа на 40% (до 4,3 млрд куб. м), но также не смогла выполнить план – удвоить производство в 2018 году. На фоне слабых показателей отрасли из сланцевого проекта в Китае решил выйти последний иностранный инвестор. Вслед за Shell, ExxonMobil, ConocoPhillips и Eni от плана развивать разработку сланцевых залежей в стране отказывается BP.
Первый по импорту
Зато в сфере импорта газа Китай показал невиданный доселе размах. Закупки газа у третьих стран в минувшем году выросли почти на треть (30 млрд куб. м) и достигли 125 млрд куб. м. Этот скачок вывел китайцев на первое место в мире по объему импорта газа, позволив им опередить японцев. Главным источником поставок газа в Китай остается СПГ: объемы взлетели более чем на 40% (на 22 млрд куб. м). Импорт трубопроводного газа тоже вырос почти на 20% (на 8 млрд куб. м), но всё больше отстает от СПГ, который теперь занимает 60% от общего объема закупок газа у третьих стран.
В начале прошедшего отопительного сезона вновь возникли перебои с поставками газа из Центральной Азии. Они были не столь чувствительными, как зимой-2017/18, из-за более мягкой погоды, достаточного запаса газа в ПХГ. Официальные данные о структуре импорта трубопроводного газа в Китай пока не опубликованы, но казахстанские власти заявили, что увеличили поставки китайским партнерам в пять раз (с 1,1 млрд до 5,8 млрд куб. м).
Фото: Pixabay
В целом поставки газа из Центральной Азии составили, по экспертным оценкам, 46–47 млрд куб. м, что соответствует 85-процентному уровню загрузки действующей газотранспортной системы. Четвертый поставщик трубопроводного газа в Китай – Мьянма – испытывает сложности с удовлетворением собственных энергетических нужд. Пропускная способность газопровода, построенного из этой страны на юго-запад КНР, составляет 12 млрд куб. м в год. Однако за шесть лет эксплуатации он в лучшем случае использовался на треть. А сейчас в Мьянме идет дискуссия, как обеспечить свою экономику газом – за счет отказа от экспортных обязательств (кроме Китая газ поставляется в Таиланд) или строительства импортного СПГ-терминала, что, очевидно, создает риски для внешних покупателей бирманского газа.
Неудивительно, что в этих условиях Пекин вынужден делать ставку на закупку сжиженного природного газа, хотя в прошлом году он был в среднем на 57% (на 130 долларов) дороже трубопроводного.
Через тернии к звездам
Практически все прогнозы развития газового рынка Китая и в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе пророчат существенный рост потребления и импорта газа. Председатель совета директоров Пекинской газовой корпорации Ли Ялань сказала, что ожидает в 2019 году рост спроса на газ в КНР на 30–40 млрд куб. м, отметив, что курс на повышение доли газа в энергобалансе страны остается неизменным и Китаю нужно совершенствовать связи между источниками и центрами потребления. Итоги первого квартала текущего года, несмотря на относительно теплую погоду в стране, вполне укладываются в этот прогноз. Добыча газа в КНР выросла на 4 млрд куб. м, импорт – на 5 млрд куб. м. Кроме того, перед началом отопительного сезона в ПХГ и хранилищах сжиженного газа было накоплено около 9 млрд куб. м. Если был использован весь газ из хранилищ, то квартальный спрос можно оценить в 85 млрд куб. м, на 15–17% больше, чем за первые три месяца 2018-го.
Вице-президент CNOOC Ли Хуэй полагает, что в следующей пятилетке соотношение между импортом СПГ и трубопроводного газа может поменяться. По его словам, к 2025 году импорт газа в Китай достигнет 238 млрд куб. м. При этом по трубе может импортироваться 122 млрд куб. м, а в сжиженном виде – 116 млрд куб. м. К умеренной оценке топ-менеджера компании, вероятно, подтолкнуло противостояние между Китаем и США в торговой сфере, которое, в том числе, привело к введению пошлины на импорт американского сжиженного газа в КНР и заморозке совместных проектов в этой сфере. С другой стороны, с вводом в четвертом квартале этого года газопровода «Сила Сибири» Китай получит еще один крупный и надежный источник поставок трубопроводного газа. Тем более что, как отмечалось на апрельском форуме «Один пояс – один путь» в Пекине, КНР проявляет стойкий интерес и к расширению поставок по «Силе Сибири», и к реализации новых проектов в газовой сфере.
Китайская сторона активно готовится к приему газа из России. По сообщениям местных СМИ, строительство северного участка газотранспортной системы на территории КНР для принятия поставок газа из России по Восточному маршруту продвигается по графику и к концу апреля было завершено. На май-июнь запланированы гидравлические испытания, в августе – осушка и подготовка к пуску газа в соответствии с договоренностями между странами.
Андрей Егоров