Правительство корректирует формулу расчета демпфера для удержания цен на топливо в России от подорожания. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев.
"Корректировать механизм демпфера в правительстве начали из-за того, что цена на нефтепродукты в России оказалась ниже экспортной. По существующей формуле нефтяные компании в таких условиях не получают компенсации из бюджета, а еще и сами вынуждены перечислять часть прибылей. Изначально формула это предполагала, всем сторонам перспективы были ясны. Но компании почему-то рассчитывали, что внутренняя цена станет выше, и они станут получать компенсации.
Но экспорт сократился, на внутреннем рынке по условиям соглашения с правительством увеличилось предложение. Все происходящее можно было предположить, но нефтяники в очередной раз почувствовали себя ущемленными – получаемые ими прибыли ниже тех, на которые они рассчитывали. Потому вернулись к дискуссии по пересмотру демпфера – это надстройка, позволяющая вручную регулировать рынок и влиять на цену продажи нефтепродуктов в России", - отмечает аналитик.
Директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов рассказал: ведомство планирует в ближайшие два дня окончательно согласовать параметры демпфирующего механизма нефтяной отрасли на 2020 и последующие годы. Сейчас министерство просчитывает эффект для бюджета от предоставленной Минэнерго в прошлую пятницу формулы демпфера. К настоящему времени министерства согласовали параметры демпфера только на 2019 год.
"Ситуация вокруг цен на бензин и дизтопливо остается дискуссионной. В целом фискальная нагрузка на нефтяную отрасль все еще довольно высока, потому игроки рынка и правительство ищут новые механизмы, чтобы выстроить приемлемые для всех правила игры. Дебаты не случайно развернулись именно вокруг нефтепродуктов: бензин и дизельное топливо – социально значимые продукты, контроль над их ценой необходим во избежание потрясений.
Сейчас оптовые цены топлива в России поползли вверх – это обусловлено началом автомобильного сезона, когда резко растет потребление горючего. Хотя если сравнивать с 2018 годом, то поставки на внутренний рынок сегодня выше. А экспортная цены выше была уже в апреле, то есть уже тогда возникли предпосылки для роста цен. Но на сегодняшний день причин волноваться не просматривается – правительство обещало удержать годовой рост цен на нефтепродукты в пределах инфляции, все предпосылки для этого есть", - подчеркивает эксперт.
Сдерживание цен
В конце 2018 года правительство и нефтяные компании заключили соглашение о стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке, которое будет действовать до июля этого года. В рамках соглашения действует демпфер - правительство возмещает компаниям до 60% разницы недополученной прибыли при поставках на внутренний рынок, если экспортные цены были выше условных внутренних цен. Однако если цены на внутреннем рынке оказываются более выгодными, компании должны сами доплачивать в бюджет.
24 мая Федеральная антимонопольная служба (ФАС) объявила: нефтяные компании на прошлой неделе не выполнили поручение вице-премьера Дмитрия Козака о стабилизации цен на топливо на рынке РФ. Они обязались поставлять на рынок РФ на 2% больше бензина и дизтоплива, чем в 2017 году. Но "Роснефть" не поставила на внутренний рынок необходимое количество ни того, ни другого, "Газпром нефть" не выполнила обязательства по бензину, а ЛУКОЙЛ - по дизелю. Одновременно нефтяные компании увеличили экспорт.
"Приходится признать, что отчасти цены на нефтепродукты растут и из-за спекулятивной составляющей на рынке. Демпфер – лишь механизм поддержания прибыльности нефтяных компаний. Минфин крайне неохотно поддерживает и пересматривает этот механизм, так как прямая обязанность ведомства – наполнять бюджет и следить, чтобы траты были оправданными. Удовлетворять аппетиты нефтяников Минфин, естественно, не хочет.
Обвинения ФАС в адрес нефтяных компаний сейчас видятся мерой предупреждения – мол, за их работой пристально следят, и в случае нарушения условий договора последуют репрессии. Нехватка топлива на внутреннем рынке грозит повторением ситуации весны 2018 года, когда стремительно и бесконтрольно из-за дефицита начали расти цены на бензин и дизтопливо. Подобное, конечно, чревато социальными проблемами и недопустимо.
Однако ФАС предпочла ограничиться лишь укоризненной риторикой, хотя обычно не стесняется вводить штрафы. Вероятно, из-за того, что проступок нефтяных компаний не грозил масштабными последствиями – топливные хранилища сейчас, что называется, забиты под завязку. Но это не означает, что нефтяники могут расслабляться – вероятнее всего, второй раз антимонопольщики вряд ли будут столь добродушны", - заключает Андрей Гордеев.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+