История свободной экономической зоны в Одессе началась 16 апреля 1817 года, когда высочайшим указом городу была дарована свобода беспошлинной торговли. Внедрение в начале XIX свободной экономической зоны (СЭЗ) на недавно присоединенных территориях Российской Империи стало отправной точкой в развитии Одессы. За почти 50 лет своего существования порто-франко вывело Одессу в лидеры по темпам экономического роста и на некоторое время сделало Одесский порт вторым по грузообороту в России и первым на Черном море. Став мощным инструментом развития, Порто-франко изжило себя и к 1858 году был упразднен, но центр города и морской порт стали тем наследством, которым порто-франко наградило Одессу.

Порто-франко по-украински

Одесский регион стоит особняком в системе экономических связей нового украинского государства. До и некоторое время после распада СССР основным локомотивом области были морские порты и обрабатывающая промышленность. К середине 90-х годов новым украинским властям стало ясно, что без введения специальных мер стимулирования экономики возродить былую мощь транспортной инфраструктуры, доставшейся Украине от Советского Союза и пришедшей в упадок сразу после его распада, из-за разрыва торгово-экономических связей не представляется возможным. Поэтому Кабмином в спешном порядке было пролобировано создание нескольких СЭЗ, в том числе на территории Карантинного мола в Одесском порту. Но благие намерения украинского правительства наложились на новые украинские реалии. Дело в том, что к середине 90-х Одесский порт сдал в аренду частным стивидорам все свои причалы и мощности, поэтому введенное в 2000 году СЭЗ «порто-франко» на Карантинном молу всего лишь освободила от налога на прибыль осевших там частников, которые быстренько выполнили формальные требования закона, зарегистрировав инвестиции в размере 1 млн долларов. Однако этот одесский праздник жизни продолжался недолго.

До 2005 года Одесский морской торговый порт занимал второе место в рейтинге по грузообороту морских портов Черного моря. На первом месте был порт Новороссийск, на третьем Констанца, Румыния. После прихода к власти «оранжевых» реформаторов в 2005 году правительство Юлии Тимошенко под нажимом румынского лобби, которому очень не нравилась СЭЗ в порту Рени, мешавшая развиваться румынскому порту Галац, ликвидировало украинские СЭЗ, некоторые из которых давали заметный результат в виде привлечения инвестиций.

Начиная с 2006 года, с момента введения СЭЗ в портах Румынии Констанца и Галац (порт на реке Дунай), обеспечивающих ускоренную перевалку грузов и сниженные таможенные пошлины, порты Украины начали терять международный транзит и обеспечивали только внутренние потребности экспорта агропродукции и полуфабрикатов черной металлургии, а зачастую лома металла, собираемого со стремительно деградирующих промышленных предприятий. Акционированные заводы приобретались ниже себестоимости и резались на металл новыми собственниками, что обеспечивало вышеуказанный товарооборот украинских портов.

Сейчас лидером по перевалке грузов остается по-прежнему порт Новороссийск. Именно он обеспечивает российский экспорт и транзит товаров из Китая. Румынский порт Констанца занимает второе место, а украинский порт Южный благодаря экспорту зерна оказался на третьем месте. Одесский морской торговый порт опустился на шестое место.

Свобода — это сепаратизм

Вновь к обсуждению вопроса о создании СЭЗ, но уже для привлечения реальных инвестиций в Одесском регионе вернулись в 2015 году. Тогда в городе развернулась целая компания по созданию СЭЗ в Одесской области. Активисты движения «Одесса за порто-франко» даже собирали подписи под обращением к президенту и правительству. Народными депутатами Рабиновичем, Кисе, Мураевым, Скориком и Киваловым были поданы на рассмотрение законопроекты о создании СЭЗ на территории Одессы. В городе проходили митинги и выступления в поддержку этих инициатив, но все закончилось после вмешательства СБУ и националистов, которые посчитали, что экономическая свобода Одессы станет поводом для ее отделения. Все эти события разворачивались сразу после горячей стадии гражданской войны в Донбасе и были отрицательно восприняты киевскими властями. В результате вмешательства СБУ и пропаганды центральных каналов украинского телевидения на порто-франко был навешен ярлык сепаратизма, а активисты движения подверглись репрессиям.

Однако эти события нисколько не смутили руководство Одессы, которое с начала гражданской войны и оттока капитала из экономики юга Украины искало любые возможности для привлечения инвестиций.

Несмотря на поднятую вокруг порто-франко шумиху, 18 июля 2017 года мэр Одессы Геннадий Труханов издает распоряжение о создании рабочей группы по вопросам возобновления и расширения полноценной деятельности СЭЗ, главой которой был назначен ближайший соратник Труханова и по совместительству его заместитель Павел Вугельман. В последующие годы состав группы постоянно менялся, но каких-либо заметных следов ее деятельности или документов, связанных с ней, в нормативной базе Одесской мэрии не обнаружено.

Однако 8 апреля 2019 года мэрия издает новое распоряжение и полностью меняет состав рабочей группы. Теперь в нее входит политик и бывший губернатор Одесской области Сергей Гриневецкий, все заместители мэра и, что самое важное, представители транспортной инфраструктуры области — морских портов, стивидорных компаний, контейнерных терминалов, в том числе руководители государственного предприятия «Администрация морских портов Украины», которое этими портами управляет. Судя по солидному составу группы и полному отсутствию информации о ее работе, руководство города имеет серьезные намерения по восстановлению полноценного режима порто-франко.

Забота мэра Одессы о благополучии региона вполне понятна, ведь за прошедшие пять лет одесский бизнес остался без иностранных инвестиций, а возможность привлекать кредитные средства упала более чем в пять раз. На фоне действий мэра очень невнятно выглядит позиция руководства Одесской области, которое в лице бывших глав областных администраций Михаила Саакашвили и Максима Степанова пыталось привлекать иностранных инвесторов при помощи форумов и обещаний.

Назло радикалам и СБУ. Мэр Одессы решил ввести в городе режим порто-франко

Профанация инвестиции

Например, в июле 2018 года в Одесской области прошел Украинско-Китайский инвестиционный форум. Одесская областная государственная администрация даже разработала инвестиционный атлас региона, в который включено более 300 земельных участков и объектов, привлекательных, по мнению чиновников, для иностранных инвестиций. Неудивительно, что Китай стал основной мишенью украинских соискателей для привлечения финансовых потоков. Согласно новой стратегии, Китай собирается инвестировать $120-130 млрд в экономику зарубежных стран. В 2016 году Китай инвестировал за рубеж приблизительно 170 млрд долларов.

Но основная масса иностранных инвестиций для Украины есть только на бумаге, по результатам форумов и деловых визитов заключаются меморандумы, дальше которых дело не идет. Да, за последние годы Одесская область пополнилась рядом крупных и средних предприятий в разных сферах, но количество реализованных проектов не превышает десятка, да и они касаются удовлетворения потребностей внутреннего рынка продовольствия, выработки электроэнергии, экспорта агропродукции и не отвечают критериям высокотехнологичной продукции с высокой прибавочной стоимостью.

Фактически на Украине отсутствуют механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций, кроме законодательно урегулированного режима СЭЗ, а проведение экономических форумов и конференций без обоснованной политики государства, является пустой тратой времени и денег. Ни один губернатор не сможет уговорить инвестора вложить деньги в государство с высокими налогами, запредельной коррупцией, ущербной судебной системой, к тому же находящееся в состоянии незатихающего внутреннего военного конфликта.

Русские деньги в украинских банках

Если рассмотреть происхождение прямых иностранных инвестиций в экономику, например, за 2017 год, то лидерами были Кипр, Россия, Нидерланды, Великобритания и Германия. В прошлом году больше всего денег в Украину вложил Кипр (по сути это были реинвестиции с украинским происхождением), на который пришлось 27% всех инвестиций или 506 млн долл. Немного меньше вложила Россия — $395,9 млн, Нидерланды — $262,5 млн, Великобритания — $211,7 млн, Германия — $119,3 млн.

Эти цифры ничего сами по себе не говорят, если не раскрыть основные отрасли, куда они были направлены. Подавляющая часть российских и большая часть иностранных инвестиций направлена на рефинансирование дочерних структур банков, что в принципе само по себе неплохо, поскольку позволяет кредитовать частный сектор украинской экономики. Второе место занял агропромышленный комплекс. Международные зернотрейдеры и производители сельхозпродукции Bunge, Cofco, Cargill, Syngenta, BASF и пр. направляют инвестиции на строительство зерновых терминалов в портах Одесской и Николаевской областей, а также на реконструкцию инфраструктуры этих портов под приемку балкеров большого водоизмещения.

Инвесторов привлекает Порто-Франко

Наибольшее влияние на непривлекательность Украины в целом и Одессы в частности, для инвесторов имеет не только высокий уровень налогов, но и полное своеволие в их сборе, введении и отмене.

Поскольку интересы инвесторов прежде всего направлены на минимизацию издержек и увеличение прибыли, то для их привлечения служат специальные инструменты применяемые государством. Смысл заключается в снижении налогового бремени в определенных областях экономики либо на четко обозначенных территориях государства. Подобным путем пошли страны Юго-Восточной Азии, государства члены ЕС и бывшие республики Советского Союза (Литва, Белоруссия, РФ, Грузия). Ради привлечения инвестиций в Клайпеде, на территории 100 гектар создали свободную экономическую зону со стопроцентной льготой на налог на прибыль, при условии инвестирования 1 млн. евро сроком на 6 лет. В СЭЗ Клайпеды работает 1500 сотрудников, и еще 5000 рабочих мест было создано в Литве благодаря сотрудничеству с компаниями в СЭЗ в Клайпеде. Общие инвестиции за время существования зоны составили 459 млн. евро, экспорт СЭЗ в Клайпеде составляет 5,2% общего экспорта Литвы, или 2.8% ВВП страны. В Грузии пошли еще дальше, стандартный налог на прибыль компании составляет 15%. При этом с 1 января 2017 года введено правило, которое позволяет не платить налог на прибыль, если прибыль вкладывается обратно в бизнес. В этом смысле Грузия решила пойти по тому же пути, что и Эстония, которая позволяет реинвестировать прибыль обратно в бизнес и не платить при этом дополнительные налоги.

Одессе грозит экономическое чудо

В настоящее время Украина утратила статус транзитного и промышленного государства и настало время задуматься о грамотной инвестиционной политике развития региональной экономики. К системной политике уничтожения промышленности и сдаче позиций международного транзита добавилась проблема разрыва торгово-экономических связей с Россией и, как следствие, несоответствие выпускаемой продукции стандартам и регламентам ЕС. Сложившаяся ситуация полностью подтверждается мнением экономических экспертов. В октябре 2016 года на Одесском торгово-экономическом форуме, организованном при поддержке Торгово-промышленной палаты Украины, кандидатом экономических наук Александром Кушниренко, было заявлено, что потеря рынков СНГ является серьезной проблемой для Украины, особенно для предприятий-участников кооперационных связей. "Мы переходим от продажи высокотехнологичной продукции к продаже полуфабрикатов. Продукцию с высокой добавочной стоимостью можно продавать только на рынках СНГ. Нужно думать о том, чтобы не потерять их сейчас", — заявил эксперт. Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко подтвердил высказывания коллег: "За два года экспорт товаров из Одесской области в ЕС вырос на 114 млн долл. Потери регионального экспорта на рынки СНГ составляют куда больше — 300 млн долларов".

Одесса выгодно выделяется на фоне остальной Украины наличием хорошо подготовленных специалистов и продуманной транспортной инфраструктурой, что является идеальными условиями для привлечения инвестиций при условии создания специальных экономических зон на территории Одесской области. Поэтому действия городских властей, осознающих реальные проблемы и перспективы Одессы и ответственно относящихся к развитию города, 90% жителей которого на президентских выборах проголосовали против киевской власти, направлены на осуществление реальных дел, а не имитации процесса и политических спекуляций в угоду догм приезжих националистов.