Переход России и Венесуэлы на взаимные расчеты в российских рублях станет важной вехой в программе дедолларизации, которая в настоящее время реализуется правительством РФ – считает экономист Дмитрий Адамидов.
Россия и Венесуэла будут рассчитываться в рублях
Дело в том, что посол Венесуэлы при женевском отделении ООН Хорхе Валеро заявил, что между Москвой и Каракасом идут переговоры о том, чтобы перейти при взаимных расчетах на рубль. Это связано, как с проблемами венесуэльского боливара, который девальвировался в тысячи раз, так и с действиями американских внешнеполитических санкций, которые «отключили» Венесуэлу от расчетов в долларах.
И здесь важно понять, что это для России – просто рядовая ситуация, которая связана с очередной российской помощью Венесуэле, или все-таки серьезный шаг на пути Москвы в ее политике ограничения использования американского доллара в своих внешнеторговых расчетах.
«Здесь нельзя забывать про то, что Венесуэла является российским должником, и задача заключается в том, что России нужно вернуть то, что мы уже инвестировали в эту страну, ведь разговор идет о достаточно серьезной сумме», - констатирует Адамидов.
Впрочем, товарооборот между Россией и Венесуэлой не настолько большой, чтобы переход на российский рубль оказал в этом вопросе серьезное воздействие – скорее, разговор здесь идет о частностях, которые закрывают рядовые двусторонние проблемы.
«Это приятный фактор, но не определяющий. Мы, на самом деле, здесь столько не заработаем, чтобы покрыть риск от возможных неплатежей со стороны Венесуэлы, а так – отказ от доллара является логичным решением, как для Москвы, так и для Каракаса», - заключает Адамидов.
Как замечает эксперт, на сегодняшний день – это уже давний тренд, причем у нас подобная система расчетов существует не только с Венесуэлой, но и с Ираном. Таким образом, Россия продолжает демонстрировать свою приверженность к отходу от американского доллара.
«Кроме того, в ближайшее время эта практика может распространиться на Китай и Евросоюз, пусть здесь и не будет идти разговора о расчетах в рублях. Так что, перед нами совершенно нормальная практика, которая связана с риском расчетов в долларах», - резюмирует Адамидов.
Доллар теряет статус доминирующей резервной валюты
В данном вопросе нужно подчеркнуть, что линия президента США Дональда Трампа, направленная на то, чтобы использовать доллар в качестве финансового оружия, крайне негативно сказалась на его перспективах. Все больше государств выражает сомнения в американском долларе, и это может привести к тому, что отказ от него во внешних расчетах станет типичным ходом в рамках международной торговли.
«Доллар США постепенно теряет статус основной резервной валюты. Кстати говоря, доллар здесь давно был не единственной валютой, но все-таки его роль все еще является доминирующей, и именно это подавляющее превосходство уходит в историю», - констатирует Адамидов.
По словам эксперта, данный процесс последовательно идет по всему миру, но в случае с Россией и Венесуэлой он приобрел наиболее вычурный вид, вследствие последствий внешней политики США, которая носит негативный характер, как для интересов Москвы, так и для Каракаса.
«Впрочем, по большему счету это мало что изменит. Например, для того, чтобы Россия могла выступать в роли крупного международного финансового центра, она должна иметь влияние на СНГ и некоторые государства Евразии. Поэтому если бы мы контролировали 15 процентов мирового рынка, то о перспективах рубля, как расчетной единицы, можно было бы серьезно говорить», - заключает Адамидов.
Пока же рубль будет играть ограниченную роль и, главным образом, в рамках внешней торговли России с малыми странами, которые очень сильно зависят от помощи Москвы и их сотрудничества с российской экономикой, как это и имеет место в случае с Венесуэлой.
«Так что, нельзя говорить о том, что рубль становится региональной валютой или серьезным фактором в международных расчетах – до этого еще далеко, а само это сотрудничество с Венесуэлой носит для нашей страны ситуативный характер», - резюмирует Адамидов.
Очевидно, что с Евросоюзом мы будет стараться торговать в евро, а с тем же Китаем рассчитываться в юанях. Что касается Венесуэлы, то она здесь выступает в качестве младшего партнера, не имеющего стабильной валюты, поэтому и расчет будет производиться в рублях.
«Соответственно, мы пока не можем грезить о мировом финансовом господстве, хотя бы из-за того, что мы не имеем для этого нужной финансовой инфраструктуры. И именно по этой причине такие расчеты в рублях будут носить ситуативный характер», - констатирует Адамидов.
Причиной этого является то обстоятельство, что российская финансовая система создана в начале девяностых годов по западным лекалам, и в рамках современной экономики она носит периферийный характер. И для того, чтобы это изменить, нужно приложить много усилий.
«Для этого мы должны предложить свободное хождение и защиту капиталов, а это пока для нас сложно, хотя задействованные в этой системе договоренностей венесуэльские средства мы защитим от происков американской стороны», - заключает Адамидов.
Так что, перед нами позитивный момент, но он не будет носить определяющего характера для перспектив рубля.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+