Береговая охрана США (USCG) заключила контракт с судостроительной компанией VT Halter Marine Inc. на проектирование и строительство нового тяжелого ледокола - "Корабля полярной безопасности" (Polar Security Cutter, PSC).
Контракт на сумму $745,9 млн. предусматривает проектирование, разработку и постройку первого корабля будущего флота (если сбудутся надежды Береговой охраны США) из шести новых ледоколов. Строительство начнется в 2021 г., ввод в строй - в 2024 г.
В конкурсе участвовали три судостроительных консорциума. Решающим фактором стала цена, а не технические ноу-хау или наличие опыта создания ледоколов.
“VT Halter выбил из соревнования по крайней мере два других предложения, и на данном этапе мы можем только предположить, что заявка VT была самой привлекательной с точки зрения стоимости, поскольку никакая другая дополнительная информация еще не доступна. Понятно только, что VT Halter выиграл этот конкурс не по причине наличия опыта или технологий”, - комментирует эксперт Арктического Института Райан Ульйуа.
Береговая охрана США пыталась выбить финансирование для нового ледокола полярного класса в течение целого десятилетия. В настоящее время на ее вооружении имеется 42-летний тяжелый ледокол "Polar Star", который в 2013 г. подвергся 3-летней процедуре реанимации, но продолжает разваливаться и требует постоянного дорого ремонта. Средний ледокол "Healy" также служит уже третье десятилетие.
Наконец-то были выделены средства в размере чуть более $1 миллиарда на первый тяжелый ледокол за последние 40 лет. Основная часть финансирования, $844 миллиона, поступила в течение прошедших двух лет.
“Polar Security Cutter" - ключевой элемент нашего национального присутствия в полярных регионах”, - подчеркнул адмирал Карл Л. Шульц, командующий Береговой охраны. “Этот контракт - важный шаг к строительству национального полноценного флота из шести полярных ледоколов, необходимого для реагирования на уникальные вызовы, связанные с ростом торговли, туризма, исследований и международной активности в Арктике и Антарктике”.
Деньги были выбиты только благодаря лоббистским усилиями делегации от Аляски в конгрессе. Список хотелок Береговой охраны включает в общей сложности три тяжелых и три средних ледокола, но нет никаких гарантий, что необходимое дополнительное финансирование будет получено в ближайшие годы.
Среди проигравших на аукционе - Fincantieri Marinette Marine (FMM), у которой в партнерах Vard и Aker Arctic, имеющие обширный опыт в области проектирования и строительства судов ледового класса, включая ледоколы Береговой охраны, которые бороздят Великие озера. Другой неудачник - Bollinger, судостроитель из Луизианы.
Эксперты указывают на общее отсутствие необходимых компетенций среди американских верфей в том, что касается строительства ледоколов. "Healy" строился на более не существующих верфях Эйвондейла более 20 лет назад. “У победителя конкурса за PSC, VT Halter, нет опыта проектирования или строительства судов ледового класса, не говоря уж о тяжелых ледоколах. Учитывая, что контракт предусматривает возможность создания до трех тяжелых ледоколов, кажется, что Береговая охрана США надеется развивать национальное ледоколостроение «с нуля» на базе VT Halter”, - отметил Ульйуа.
Цена $750 миллионов - ниже ожиданий, но эксперты предупреждают о потенциальных перерасходах. В США просто нет примеров, когда было иначе. Маленький коммерческий ледокол Aiviq, который луизианский судостроитель Edison Chouest Offshore построил для Shell в 2012 г., превысил смету больше чем на 25% ($200 миллионов вместо первоначально запланированных $150).
“По некоторым оценкам, стоимость одного ледокола ближе к $1 миллиарду, особенно для первого корабля в своем классе”, - объясняет Ульйуа. Ледоколы, построенные за границей - например, в Финляндии, - гораздо дешевле, но этот выбор невозможен по политическим соображениям.
Предложение VT Halter, вероятно, было принято в соответствии с концепцией "Самой низкой технически приемлемой цены" (Lowest Price Technically Acceptable, LPTA), которая отсеивает профессионалов. Для Береговой охраны США, бюджет которой постоянно сокращется и которой все еще требуются дополнительные фонды для оплаты новых ледоколов, возможность снизить расходы была решающим фактором. И здесь лежит главная проблема:
“Учитывая огромную разницу в специфическом опыте строительства ледоколов между VT Halter и FMM, я также ожидаю, что аукцион будет оспорен. И этот протест будет лишь первым препятствием, с которым столкнется VT Halter в попытке выполнить жесткий график, на котором настаивает Береговая охрана», - заключает Ульйуа.