Мечта сделать «как в Германии» не выдержала столкновения с украинской реальностью
Еще в середине нулевых, вместе с ускорением "европейского выбора" на Украине возникла и стала быстро крепнуть красивая мечта перевести национальную энергогенерацию на возобновляемые источники.
Ее стимулировали два фактора: дефицит добычи собственного газа, формирующий критичность зависимости национального энергобаланса от внешних поставок, и привлекательный пример успеха Германии. 6 июня 2014, между 13 и 14 часами дня, там со всех солнечных панелей в стране было получено 24,24 гигаватта электричества. А за всю неделю - 1,26 ТВтч, что стало вторым рекордом страны на данном поприще.
Хотя СМИ больше рассуждали о перспективах больших солнечных электростанций, максимальный профит от достигнутого успеха достался частным домохозяйствам, на которые пришлось свыше 80% всех установленных панелей в стране. По действующему законодательству немецкие домохозяйства продают излишек генерации в общую сеть, что делает бесплатным собственное потребление, да еще приносит солидный профит "простым людям".
Последнее оказалось наиболее привлекательным стимулом для украинцев. Не столько ради заботы об экологии, сколько по причине достижения теоретической возможности сократить издержки на магистральное электроснабжение домов. По целому ряду причин электроэнергия на Украине постоянно сильно дорожала, чем больно била по бюджету. Переход на собственные солнечные электростанции малой мощности сулил обретение определенной независимости от центральных сетей и государства в целом.
Попытка копирования немецкого опыта привела к введению на Украине так называемого "зеленого тарифа", по которому местные энерго покупали электричество у частников. В июне 2014 года гражданам официально разрешили строить у себя на участках СЭС мощностью до 10 кВт, и продавать излишки по 35,86 евроцентов за кВт*ч.
Через год закон, конечно, поправили, доведя разрешенную мощность до 30 кВт, при этом снизив расценки до 20 евроцентов, но процесс набрал обороты. Потом, правда, на тариф расширили индексацию в соответствии с изменением курса евро.
Получилось хорошо. За 15 лет доля зеленой генерации в общем балансе Украины достигла 30%, а СЭС у себя соорудили свыше 10 тыс. домохозяйств. А вот дальше начались сложности.
В стране возникло как бы два отдельных друг другу противостоящих рынка. Один формировали проекты промышленного масштаба, в основном финансируемые компанией ДТЭК Рината Ахметова. Пользуясь доступным административным ресурсом, олигархи продавливали через Верховную Раду получение государственных гарантий долгосрочного сбыта получаемой (в том числе под будущие проекты) генерации на период до 2030 года под цену закупки "зеленого" электричества по 5,4 гривны за кВт*ч.
Параллельно с ним на Украине сформировался по местным меркам гигантский и очень быстро растущий рынок частных СЭС малой мощности. С подавляющей долей серых и откровенно черных нелегальных поставок как самих панелей, так и комплектующих для сопутствующей электроники. Впрочем, стремление не платить налоги там можно считать национальным видом спорта.
Периодические замеры показывали рост количества малых СЭС темпами более 11% в год, что, вместе с вводом промышленного масштаба, начало создавать серьезную нагрузку на бюджет. При всех разговорах о преимуществах возобновляемых источников, в реальности все они являлись неконкурентоспособными по отношению к традиционной генерации и держались исключительно на дотировании тарифов. Деньги на это, как и в Германии, брались из государственной казны.
Пока украинская экономика оставалась более-менее на плаву, противостояние сохранялось, но критического уровня не достигало. Все фатально изменил Майдан. Если по итогам 2013 года ВВП Украины составил 177 млрд долларов, то в 2014 он обвалился до 130, чтобы в 2015 скатиться до 90 млрд. Конечно, дальше обозначился вроде как некоторый рост (93,8 млрд в 2016, 109,3 млрд в 2017, и даже 119,1 млрд в 2018), но даже радужные прогнозы восстановления экономики в долгосрочной перспективе не обещают возврата к домайданным высотам и в 2025 году.
Кроме того, помимо снижения общих объемов, коренные изменения произошли в самой экономической структуре. Из ВВП начали быстро выпадать промышленные сектора. Относительно 2012 года индекс промышленного производства упал на 34,1%. Начал образовываться дефицит крупных потребителей энергии, что стало менять и отношение к домохозяйствам.
Если заводы стоят, а частные дома обрастают солнечными панелями, то кто будет покупать электричество у промышленных СЭС? Тем более, из каких средств дальше брать деньги на дотирование "зеленого тарифа"?
В свое время еще Наполеон говорил: все решают большие батальоны. Его слова не утратили актуальности и сегодня. Чтобы всякие там частники не путались под ногами у серьезных инвесторов, 25 апреля 2019 года Верховная Рада Украины вообще запретила строить в стране домашние солнечные электростанции буквально как класс. И не когда-то в будущем, а вот прямо сейчас, с даты официальной публикации текста новой закона 8449-р в СМИ.
Забавнее всего, что по нему же большинство ранее построенных частных электростанций еще и обязали вернуть деньги, полученные ими "по зеленому тарифу". Откуда выводы? Из очевидной разницы в подходах законодателей к масштабам. Домашние СЭС запрещены, тогда как строительство промышленных предполагается за счет казны стимулировать и дальше. По меньшей мере, до 2030 года точно.
Мечта сделать как в Германии, не выдержала столкновения с украинской реальностью. Если в стране больше нет заводов, значит генерировать прибыль серьезным людям теперь обязаны домохозяйства. Потому что потому.