Правительство РФ 18 апреля 2019 г. приняло постановление № 460-25, согласно которому Россия запрещает ввоз в Украину сырой нефти, битума и битумных смесей. Кроме того, с 1 июня экспорт угля, бензина и дизельного топлива допускается исключительно с особого разрешения правительства. В списке позиций значатся и «прочие сжиженные газы». По мнению экспертов, позиция может распространяться и на автогаз. Российские СМИ со ссылкой на премьера Дмитрия Медведева сообщили, что это ответные меры на торговые санкции, которые Украина ввела против РФ на прошлой неделе. Ограничения на импорт в Россию также коснутся украинской продукции машиностроения, легкой промышленности и металлообработки, стоимость которой, по словам Медведева, за прошлый год составила почти 250 миллионов долларов. Список запрещенных для импорта украинских товаров дополнен трубами, бумагой, картоном, обувью, костюмами, женским нижним бельем, эмалированной посудой.

 

Самые серьезные в списке ограничений те, которые касаются энергоносителей, отмечают эксперты. Это первый случай такого системного комплексного воздействия, одновременного в отношении всех стратегически важных их видов, сказал директор Научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин: «До сих пор мы имели дело с выборочными ограничениями со стороны России. В то время, когда в Украине работало больше одного НПЗ (как сейчас), Россия ограничивала поставки нефти. Были ограничения в поставках дизтоплива, автогаза». По словам Сапегина, это выглядело как прощупывание рынка для составления ситуативного сценария, который позволял увидеть, как реагирует украинская экономика на такие ограничения. «Мы знаем, что в РФ работают ситуативные центры, которые могут рассчитать различные модели развития ситуации. Чтобы в зависимости от ситуации очень точно рассчитать объемы для получения необходимого им эффекта воздействия на экономику Украины», — сказал эксперт.

 

Следует сказать, что эффект может быть очень ощутимым, если правительство РФ после 1 июня никому не даст разрешений на поставки автогаза и дизтоплива. Сырая нефть в Украину из России не поставляется. Также незначительны поставки бензина из РФ. «На поставки автогаза из России приходится чуть меньше половины всех импортных поставок — до 50 тысяч тонн в месяц завозится по терм-контрактам», — сказал 112.ua эксперт А-95 Сергей Куюн. Рынок дизтоплива также зависим от России. В прошлом году импортные поставки ДТ выросли на 10,7%, до 5,81 миллиона тонн, побив абсолютный рекорд. Крупнейшим поставщиком дизтоплива в Украину в разрезе стран стала Россия, которая потеснила многолетнего лидера в этой области — Белоруссию, сообщало издание «НефтеРынок».

Полный запрет поставок дизеля и автогаза спровоцирует огромный дефицит и как следствие ажиотаж и спекулятивный рост цен на украинском рынке. Причем рост, по мнению экспертов, будет происходить и в сегменте бензина, который является альтернативой автогазу. Спрос на него резко возрастет. К тому же объемы поставки бензина от основного поставщика бензина в Украину Белоруссии могут сократиться. Накануне РФ уменьшила Белоруссии с 22 до 15 миллионов тонн квоты на поставку сырой нефти, а при необходимости может уменьшить их и более значительно, сказал Сапегин. Заместить такой огромный объем автогаза (как поставляется из РФ) быстро не удастся, потому что Украина очень ограничена возможностями портовой и железнодорожной инфраструктурой, говорит Куюн.

Какой может быть цена на автотопливо в Украине в случае реализации этого наихудшего сценария, эксперты затрудняются спрогнозировать. «Следует понимать, что рынок ждет дестабилизация. Сказать, какими будут цены, невозможно, ведь возникнет колоссальный дефицит и скачок цен будет ажиотажным, спекулятивным. Резко возрастет доля черного нелегального сектора», — говорит Сапегин.

Эксперты также не исключают, что уже на фоне ожидания 1 июня на топливном рынке Украины усилится напряженность. «Уже в ближайшие дни на рынке резко возрастет спрос на нефтепродукты. Операторы будут искать возможности накопить запасы и, с другой стороны, придержать ресурсы в ожидании спекулятивного ажиотажного скачка цен», — считает Сергей Сапегин. Отметим, что это будет происходить в условиях роста цен на автогаз, который наблюдается с февраля, и посевной компании, когда спрос на дизтопливо особенно высок.

Стоит сказать, что, если на поставки попавшей в текст постановления российского правительства продукции с 1 июня не будет выдано ни одно разрешение, это ощутят и металлурги. В частности, из России ввозится 55-60% коксующегося угля (попал в список). На фоне общего импорта угля в Украину в 2017 году 19,8 миллиона тонн (на 2 миллиарда 744 миллиона долларов) было ввезено 15,8 миллиона тонн коксующегося угля (на 2 миллиарда 360 миллионов долларов), в том числе из России — 10,4 млн т, на 1,273 млрд долл. Энергетического угля (антрацит) ввезли 3,975 миллиона тонн — на 265 миллионов долларов, прочего энергетического — 0,6миллиона тонн, на 53,5 миллиона долларов. В 2018 году объемы ввоза угля были сопоставимы.

В то же время, даже если ситуация будет развиваться по самому плохому сценарию, в ней есть и свои плюсы, говорят эксперты. «В краткосрочной перспективе, безусловно, могут возникнуть проблемы, но в долгосрочной перспективе произойдет замещение недостающих объемов автогаза, и рынок стабилизируется», — сказал Артем Куюн. «Мы наконец избавимся от зависимости от РФ. Подымем украинскую переработку, диверсифицируем направления поставок. Но главное — рынок будет прогнозируемым», — отметил директор А-95 Сергей Куюн.

Но на первом этапе все равно будет очень сильный кризис, который затронет практически все отрасли экономики, чутко реагирующие на ценовые скачки на топливном рынке, подчеркнул Сергей Сапегин.

Как ни странно, в наибольшем выигрыше в случае реализации Россией апокалиптического сценария окажется олигарх Игорь Коломойский, который давно добивался ограничений на поставки в Украину автотоплива (на подконтрольном ему Кременчугском НПЗ объемы производства бензина, дизеля и СУГ в последние годы сокращались, в том числе, в связи с конкуренцией с российскими СУГ и дизелем). Кроме того, в случае большого дефицита СУГ его материальные объемы с моря могут поставляться только через Черноморск и Одессу, а обе перевалки там подконтрольны Коломойскому, говорит Куюн. Окажутся в выигрыше и отечественные производители автогаза, которые давно добивались введения квот на импорт продукции.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.