Президент Швейцарского Нац.Банка BNS Томас Джордан сообщил агентству Рейтерс на ежегодной встрече Всемирного банка в Вашингтоне, что нет никаких причин волноваться по поводу возможного перегрева экономики Швейцарии, и поэтому у него еще полно средств, чтобы ее правильно разогреть, без подгорания. В частности, есть еще куда понижать процентные ставки, которые уже и без того отрицательные (-0,75%), поскольку инвесторы в поисках путей спасения денег все еще бегают в Швейцарию и покупают франки.
А, вот, Атлантико думает, что Европейский ЦентроБАК хочет одновременно усилить банки и уничтожить их. Марио Драги сообщил 10 апреля, что слабый рост еврозоны - следствие суперсилы ее банков. Говорят, сила банков сильно сказывается на их доходах: ЕЦБ хотел посредством нулевых и отрицательных ставок добиться роста производства, рабочих мест, зарплат и инфляции, но пока добился только того, что банки разбегаются, куда глаза глядят, что Драги свалил на "медленность процесса роста экономики в условиях отрицательных ставок".
Идея, в общем-то, была гениальная и должна бы приносить Европе 40 миллиардов в год, как получает США от политики Фед. Резерва, но пока приносит 7,5 миллиардов убытков, 2,4 из которых платят банки Германии и 2 - Франции.
Чтобы понять логику ЕЦБ, нужно сильно озадачиться: хочет ли он в итоге поддержать ослабшие банки (например, итальянские) или ослабить пока стабильные. И тем, кто не понял, ЕЦБ может объяснить, что "лучшее, конечно, впереди", потому что "шаг за шагом мы осторожно приближаемся к цели, с чем себя и поздравляем". Если кто найдет цель ЕЦБ, пожалуйста, немедленно сдайте в ближайший пункт приема потерянных вещей!
8 апреля ЕЦБ объявил, что банковские фонды увеличились, как они и хотели, что им помогло "сопротивляться тестам на сопротивление 2018", хотя политически и социально это опасное занятие.
Во-первых, политика ЕЦБ опасна финансово, потому что заставляет банки сбегаться в одну страну, благо все-таки еврозона и свобода перемещения всего и всех. Например, во Франции аж 4 громадных банка (BNP, Crédit Agricole, Société Générale et BPCE), что многовато будет для такой песочницы. В итоге проводят "веселые старты" на звание "лучшего снижателя процентных ставок". И поэтому компании стараются влезть в долги еще больше (более 1000 миллиардов евро) задешево (всего за 1,5%), что увеличивает их собственные фонды, знаменитый "эффект рычага". Кроме прочего, это растит ВВП, отчего российские либералы впадают в дикий восторг до поросячьего визга. Приблизительно рост ВВП в ЕС в данном контексте описывает пример мальчиша-Плохиша, которому дали в день банку варенья до завтра с возвратом плюс штаны, а назавтра - две банки варенья с возвратом плюс трусы. Время, когда Плохиш будет бегать голодным и раздетым, неизбежно, но, пока оно не пришло, пресса в розовых очках видит его в розовых красках.
В общем, Французский банк озаботился и потребовал себе "подстилки безопасности" в виде дополнительных фондов.
А в это время народ накупает себе домов в ипотеку под мелкий процент на большой срок (до 15 лет). В общем, никто так и особо не выбрался из зоны отчуждения возраста кризиса 2008, а для этого нужно либо выйти из зоны евро и там нараздавать кредитов либо перекупить другие банки и, заодно, их риски. Но почему-то никто продаваться не хочет...
Социально это опасно, потому что для сокращения издержек самый распространенный вариант у банков есть сокращение рабочих мест (что использует Société Générale). А что уже говорить по поводу Deutsche Bank, акция которого сейчас на бирже толкается по 7,2 евро против 54 евро 10 лет назад! Мог бы слиться с Commerzbank (который лучше пока плавает), но не гоже Дойче банку сливаться!
Флаг им в банкоматы.
А, вот, итальянские банки - старые. Но мелкие. И суммы розданных кредитов снизились со 170 миллиардов евро до 100 в конце 2018. Как оказалось, просто старые банки решили избавиться от ненужных портфелей сделок, чтобы менее болезненно снести убытки.
В общем, у европейских банков мина кислая относительно их американских партнеров.
А, вот, Контре-пуа, наоборот, считает, что отрицательные процентные ставки - подарок. Правда, пока не выяснил, для кого.
С 2009 года "развитые страны" нашли "философский камень роста экономики" в виде запуска печатного станка в формате рога изобилия. Лафа полная, ведь, чтобы избиратель стал счастлив, ему нужно просто сунуть деньги, которые просто можно напечатать.
Во всем мире банк должен оставить себе часть средств (фонды банка), так сказать, "на развод", или "на черный день". Чем фонды банка больше - тем он, конечно, стабильней. Есть два метода сбора средств для фонда: работать хорошо, получать прибыль, мизерную часть ее отчислять клиентам, на которых банк наживается (инвесторам) и часть ее отчислять в этот фонд банка.
Ну, если экономика тормозит, то остается вторая, древняя метода: напомнить акционерам, куда они вляпались и объяснить, что, либо они скинутся на пополнение фонда, либо потеряют то, что вложили раньше.
Случается, что акционеры не хотят вкладывать больше денег в банк, который не принесет прибыли. Есть такие нехорошие, по мнению банкиров, люди. И тогда банкам приходится самим себе откладывать деньги "в банку". В последнее время инвесторы настолько обнаглели и не верят в развитие европейских банков, что многим евробанкам приходится самим откладывать на черный день аж 50% всей кучи фондов!
Инвесторам почему-то не нравится платить банкам за то, что они вкладывают в них деньги! "А нас-то за що???" Не устраивают инвесторов отрицательные ставки! Теряют они веру в светлое будущее банка, который не только не приносит им в клюве заветные 3,5%, но еще и отбирает кровное за сомнительную честь носить карту европейского банка в кошельке.
Говорят, что это перманентное ослабление балансов банков представляет системный риск для экономики и несет в себе ростки спада экономики в терминальной фазе своего развития, которые характеризуются резким схлопыванием финансового пузыря.
Те, кто еще имеет деньги в банке, могут сказать себе "пока я зарабатываю хоть копейку, я буду продолжать", но уверены ли они, что смогут в день Д и час Ч снять все свои деньги из банкомата?