Меркель даже на словах перестала поддерживать "борьбу" Порошенко с "Северным потоком-2", так как интерес Германии в проекте очевиден. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
"Итоги встречи президента Украины Петра Порошенко с канцлером Германии Ангелой Меркель показала, что взгляды Берлина и Киева на будущее Украины расходятся фундаментально. Украина хочет сохранить газовый транзит по своей территории из Росси в Европу, но скорый запуск газопровода "Северный поток-2" сводит шансы на это к нулю. Украина теряет не только деньги – транзит необходим ей для обеспечения газом собственных регионов, без нормальной загрузки транзитной "трубы" это невозможно.
Потому Киев кровно заинтересован в том, чтобы "Северный поток-2" не был запущен. Но у Берлина совсем другие цели. Ввод обходного газопровода в эксплуатацию позволит избавиться от транзитных рисков той же Украины и удешевить поставки. Но главное – Германия становится мощным газораспределительных хабом для всей Европы, что позволит ей регулировать поставки для Польши, Чехии и другой периферии ЕС, а также на юг Европы. Это мощный рычаг влияния и доминирования в Евросоюзе", - отмечает аналитик.
Петр Порошенко по итогам встречи с Ангелой Меркель заявил, что не прекратит борьбу с газопроводом "Северный поток-2". По его словам, позиция Германии состоит в том, чтобы защищать Украину и обеспечить ее безопасность, однако "механизмы защиты этой безопасности мы пока видим по-разному". Так, Берлин предполагает сохранить какую-то часть транзита газа по Украине, Киев хочет заблокировать строительство или работу "Северного потока-2", так как видит "политическую угрозу".
"Меркель серьезно лукавит, выступая с проукраинских позиций, но это легко объяснить. Бизнес Германии уже сейчас поставляет трубы для российско-немецкого газопровода, участвует в работах по прокладке и еще целым рядом способов зарабатывает на этом проекте. Более того, Берлин намерен войти в консорциум по управлению готовой "трубой", после чего будет получать дополнительные выгоды. А при поставках газа в другие страны ЕС Берлин уже сам начнет получать плату за транзит по своей территории.
При этом когда-то немецкие власти взяли на себя обязательства по политической поддержке украинских политиков. Но сейчас, со столь очевидными и немалыми выгодами, Германия явно не станет останавливать "Северный поток-2" – это глупость. Публично признать, что поддержка Украины ему не с руки, Берлин не может. Потому делает осторожные заявления о "разных позициях", хотя на деле все очевидно: Германия предпочла собственные интересы украинским, Киев проиграл в противостоянии с "Северным потоком-2", - подчеркивает эксперт.
ГТС на продажу
Порошенко по итогам беседы с Меркель объявил, что "предложил немецким компаниям участвовать в управлении украинской газотранспортной системой (ГТС)". Он также сказал, что Киев может "обсуждать и другие варианты". "Наше стратегическое партнерство с Украиной стерпит тот факт, что у нас по одному вопросу расходятся мнения. Несмотря на это, у нас есть большое количество одинаковых взглядов", - дипломатично уклонилась от комментария Меркель.
Проект "Северный поток - 2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Стоимость строительства оценивается в €9,5 млрд, запуск газопровода ожидается до конца текущего года. Строительство трубопровода поддерживают власти Германии, которые настаивают на чисто экономическом характере проекта. Против выступают Украина и США.
"Какая-то минимальная часть транзита по Украине, вероятнее всего, если Киев пойдет на переговоры, будет сохранена. "Газпром" озвучивал, что это может быть 10-15 млрд кубометров ежегодно. В Приднестровье, Молдавию и Словакию осуществлять поставки надо. да и в 2020-2021 годы украинская "труба" понадобится, пока не начнут работу на полную мощность "Северный поток-2" и "Турецкий поток".
Потому теоретически инвестировать в небольшой сегмент украинской ГТС может быть выгодно – она останется, но все же большая часть системы будет распилена за ненадобностью. Опять же теоретически может появиться консорциум, в котором примут участие немецкие или даже российские компании, чтобы управлять будущими поставками газа по Украине в Европу. Но далеко не факт, что это произойдет.
Вероятно, Германия все же не против поучаствовать в строительстве и эксплуатации изолированного сегмента украинской ГТС для своих целей. Но это будут уже крайне малые объемы газа и совсем другие переговоры. Если же диалог с Украиной провалится, появятся планы на "Северный поток-3" и "Турецкий поток-2" – эти проекты уже не раз анонсировали, невероятными они сегодня не видятся", - заключает Станислав Митрахович.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+