Главная экономическая тема нынешней весны — золото. Уже в марте в российских и зарубежных СМИ появились публикации на тему «Базель-3 и золото». Они-то и произвели возбуждения в читательской аудитории, отслеживающей новые тенденции в мире финансов.
Что такое «Базель-3»? Люди, изучающие мир финансов, знают, что швейцарский город Базель — место, где размещается штаб-квартира Банка международных расчётов (БМР). Это своеобразный клуб центральных банков. При БМР имеется Комитет по банковскому надзору (КБН) — организация, разрабатывающая единые стандарты и методики регулирования банковской деятельности. Первый важный документ, родившийся в недрах КБН, получил название «Базель-I» (1988 г.). Затем появился другой документ — «Базель-II» (2004 г.); полное его название: «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы».
Наконец, в 2010—2011 гг. был утвержден документ «Базель-III». Его рождение стало реакцией на глобальный финансовый кризис 2008—2009 гг., который продемонстрировал, что норм «Базель-II» для обеспечения устойчивости банков явно недостаточно. «Базель-III» повышал требования к достаточности собственного капитала банков и определял, что считать собственным капиталом и как его оценивать.
БМР, конечно, влиятельный институт, но не настолько, чтобы отдавать прямые команды центробанкам, даже тем, которые являются членами Банка международных расчетов (сегодня их число перевалило за 60). Поэтому «Базели» — документы рекомендательного, а не директивного характера. Первоначально предполагалось, что поэтапное внедрение нормативов «Базеля-3» будет происходить в период 2012—2018 гг. Несколько позднее окончание периода было сдвинуто на год — до 2019 года.
Однако далеко не все страны готовы были подписаться под столь жестким графиком, который мог предусматривать масштабные наращивания собственного капитала банками. Например, финансовые регуляторы США не раз заявляли, что не будут спешить с внедрением «Базеля-3».
А вот Китай, наоборот, выразил готовность немедленно перейти на новые правила. Фактически у каждой страны имеется свой график, который может отличаться от того, который размещается на сайте БМР. Отсюда появляются такие неофициальные названия, как «Базель-2 ½» или «Базель 3 ½» или даже «Базель-4». Каждый центробанк сам определяет для себя планку требований к поднадзорным банкам, а точкой отсчета является «Базель-3».
И тут мы видим некие итеративные процедуры: КБН БМР, учитывая глухую оппозицию многих центробанков к первоначальной версии «Базеля-3», вынужден идти на какие-то смягчения со своей стороны. И смягчения выразись, прежде всего, в появлении новой версии «Базеля-3». А также в корректировке графика внедрения «Базеля-3». В нынешней версии документа «Базель-3» временным рубежом внедрения стандартов определена дата 1 января 2022 года. Там есть и другие временные рубежи — вплоть до 1 января 2027 года (банкам дается возможность плавного перехода на новые стандарты).
Вот и Центральный банк Российской Федерации (являющийся членом БМР) внес коррективы в свой график: «Итоговый набор регуляторных требований к банкам, включающий в себя все изменения „Базеля III“, а также пересмотренные подходы к оценке рыночного риска, внедрение которых изначально планировалось на 2019 г., планируется к вступлению в силу с 2022 года. Банк России планирует внедрить соответствующие изменения в банковское регулирование Российской Федерации, в том числе в части регулирования рыночного риска, в сроки, предусмотренные БКБН».
Я подробно говорю о графиках «Базеля-3», поскольку в марте в СМИ появилось большое количество сенсационных сообщений о том, что 29 марта нынешнего года вступают в силу новые правила, предусматривающие переоценку золота в составе активов и собственного капитала банков. По «Базелю-2» золото относилось к третьей категории капитала, оно оценивалось в 50% от рыночной цены желтого металла. «Базель-3» предусматривает перевод золота в первую категорию, оно оценивается, исходя из 100% рыночной цены и соседствует в этой категории с валютой и государственными долговыми бумагами (с наивысшим рейтингом). Опуская многие детали рассуждений авторов подобных публикаций, отмечу их общий вывод: 29 марта произойдет возвращение золота в мир денег.
Напомню, что изгнано из мира денег золото было в 70-е годы, когда был разрушен золотодолларовый стандарт, принятый на Бреттон-Вудской конференции 1944 года. Юридически демонетизация золота была оформлена решениями международной валютно-финансовой конференции в Ямайке в 1976 году. После ратификации решений конференции странами-членами МВФ, они вступили в силу в 1978 году.
Сыр-бор по поводу новости в СМИ и социальных сетях разгорелся в связи с тем, что на сайте БМР нет даже намеков на то, что 29 марта 2019 года должно произойти возвращение золота в мир денег. Откуда же взялась эта новость? Мои наблюдения показывают, что «первой ласточкой» стала публикация 25 февраля в итальянском издании Il Sole 24 ORE. Это весьма авторитетное специализированное издание финансово-экономического профиля. Подобно, скажем, Financial Times в Англии или Wall-Street Journal в США. Речь идет о статье «Banche, il ritorno del „gold standard“: l’oro nei bilanci diventa moneta».
По-русски звучит примерно так: «Банки возвращают „золотой стандарт“: золото на балансах становится деньгами». Автор статьи — колумнист и заместитель директора издания Алессандро Платероти (Alessandro Plateroti). Автор, опираясь на свои закрытые источники, утверждает, что решение о переоценке золота и дате введения нового правила учета желтого металла было принято в 2016 году. Это решение не общего собрания БМР (60 с лишним центробанков), а узкого круга, называемого G-5. Это ФРС США, Европейский центральный банк, Банк Англии, Бундесбанк и Банк Франции. По утверждению автора статьи, вопрос в широком круге членов БМР не обсуждался.
В статье также обращается внимание на то, что 100-процентная оценка золота распространяется лишь на физический металл, а не на так называемое «бумажное золото» (производные финансовые инструменты, привязанные к золоту), обороты которого на финансовых рынках сегодня в десятки раз превышают обороты металлического золота. Заключение Алессандро Платероти однозначное: с 29 марта золото возвращается в мир денег. А такое возвращение приведет к кардинальной перестройке всего финансового мира. Выход в свет статьи этого итальянца породил в мире цепную реакцию сенсационных публикаций на тему золота.
Можно ли доверять этой информации? Действительно ли 29 марта в силу вступили новые правила по золоту? Действительно ли с указанной даты золото стало полноценными деньгами?
Никаких следов планируемого или уже происшедшего события на сайтах БМР и Центробанков, составляющих G-5, мною не обнаружено. Значит ли это, что статья от 25 февраля в итальянском издании — «газетная утка»? Конечно, можно сказать и так. Но можно вспомнить также поговорку: «Нет дыма без огня». Автор статьи уловил настроения мировых банкиров, делающих ставку на золото в условиях растущей глобальной финансовой и экономической нестабильности.
Банки хотят накапливать золото и при этом вписываться в нормативы банковского регулирования. Денежные власти делают все возможное для того, чтобы не допустить повторения финансового кризиса 2008−2009 гг. И правило по 100-процентой оценке золота удовлетворяет интересы и финансовых регуляторов, и поднадзорных банков.
Если это правило не было введено 29 марта 2019 года, оно может появиться в любой другой момент. Многие банки ждут этого события. А из них многие, не дожидаясь введения нового правила, уже прикупают золото. Тем более что пока его цена подозрительно низкая (как справедливо пишет Алессандро Платероти, цену удается занижать за счет гигантских оборотов торговли «бумажным золотом»).
Реванш золота, его возвращение в мир денег наблюдается по многим направлениям. Я еще в 2013 году писал, что начинается медленное, но неуклонное возвращение золота в мир денег. В 2015 году хорошо разбирающийся в золоте Алан Гринспен (бывший глава ФРС США) сказал, что в одних случаях операции с золотом можно отнести к торговле биржевыми товарами, в других случаях это уже операции с золотом как деньгами.
После 29 марта, как мы видим, ничего революционного ни в мире денег, ни в мире золота не произошло. Никакого взрывообразного роста цен на желтый металл (как это предсказывали авторы некоторых сенсационных публикаций) мы не наблюдаем. Но процессы роста интереса к золоту подспудно идут. Можно не сомневаться, что правило по 100-процентной оценке золота банками появится. Но даже в этом случае говорить о превращении золота в полноценные деньги будет большой натяжкой. Для этого нужно возвращение к установлению фиксированного содержания золота в национальных денежных единицах (золотого паритета) и свободного размена валют на металл на основе золотого паритета. Теоретически такой сценарий развития событий возможен. Но это явно произойдет не завтра. Источник: svpressa.ru/.
Рейтинг публикации:
|