Если Госдума примет закон об оборотных штрафах за недолив бензина, это дисциплинирует производителей топлива и защитит интересы россиян. Инициативу кабмина в комментарии ФБА "Экономика сегодня" оценил научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института, эксперт топливного рынка Андрей Гордеев.
"Любые злоупотребления, связанные с производством некачественного топлива, обсчетом при его продаже или недоливами наиболее эффективно пресекаются экономическими санкциями. Причем такими, чтобы производитель осознал: наказание за махинации может быть куда выше, чем прибыль со столь высокой степенью риска. То не только доводы здравого смысла – Россия это уже доказала опытным путем. Как только мошенничество становится нерентабельным, оно прекращается.
В свое время Россия жестко взялась за борьбу с контрафактным дизельным топливом – ввели акцизы на печное топливо, которым подменяли солярку для двигателей, и ввели жесткие санкции, производство этого продукта на внутреннем рынке резко сократится. Аналогично с контрафактным бензином – объемы суррогата существенно сократились. Сомнений, что с недоливом на заправках будет та же история, нет", - отмечает аналитик.
Росстандарт и Минпромторг планируют в этом году внести в Госдуму законопроект об оборотных штрафах за недолив бензина на АЗС. Глава Росстандарта Алексей Абрамов сообщил, что текст законопроекта уже готов, сейчас он проходит процедуру межведомственного согласования. Если она пройдет гладко, парламентарии могут одобрить документ на осенней сессии, то есть закон начнет действовать уже в 2019 году. Абрамов уточнил, что в правительстве законопроект в целом находит поддержку.
"Инициатива может дать только один обратный эффект. В крупных городах России с поставками горючего проблем нет, и оно соответствует заявленным стандартам, то в сельской местности и отдаленных регионах заправки гораздо смелее стремятся получить дополнительные доходы с покупателей – нечестно отпускают объемы, разбавляют топливо. Принуждение к нормальной работе в отдельных районах может вызвать перебои с поставками, но это временный эффект. Или, как вариант, там повысят цены.
Проблема недолива, безусловно, в России существует, но определить ее массовость достаточно сложно. Плотность как бензина, так и дизтоплива, зависит от температуры окружающей среды, однако погрешности оговариваются законодательством. Равно как и прописана процедура проверки верности работы аппаратуры АЗС – заправочные станции даже обязаны предоставлять специальные мерники. Но покупать топливо для замера должен все же клиент, что, на мой взгляд, неправильно", - подчеркнул эксперт.
Внушительные штрафы
Санкции за недолив топлива на АЗС предусмотрены серьезные. Уличенным владельцам заправок придется выплачивать не менее 500 тысяч рублей, а в целом документ предполагает штраф в размере 1% от выручки АЗС за предыдущий год. За повторное нарушение штраф может составить уже 3% прошлогоднего оборота, но не менее 2 млн рублей. Об этом рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров. И добавил: государство работает над этим вопросом достаточно давно.
Так, еще в сентябре 2018 года законопроект о штрафах за недолив бензина на АЗС одобрила госкомиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. В кабмине уверены: такое нарушение должно наказываться симметрично - оборотными штрафами. "Сейчас продавцы топлива в сложных условиях рынка ищут маржинальность. Им уже закрыли возможность бодяжить топливо, но экономят на отпуске продукции. Недолив рассматривают как способ обмана", - сказал Абрамов.
"Разработанный законопроект защитит интересы россиян, хотя нужно смотреть, в каком виде он будет принят окончательно. К примеру, недавно в ряде регионов вскрыли целую сеть мошеннических схем на крупных АЗС, где злоумышленники вносили изменения в программное обеспечение, в результате колонки обманывали клиентов на немалые суммы. Такие факты фиксировали, к примеру, в Ульяновской области, в Самаре – работали целые преступные группировки.
Если законопроект о штрафах за недолив примут, владельцы АЗС будут максимально тщательно следить, чтобы горючее отпускалось честно. Однако без бюрократии, вероятнее всего, не обойдется. Ведь заподозривший обман клиент должен будет доехать до госоргана и оставить жалобу, по которой чиновники через какое-то время примут решение о проверке и осуществят его. Практика показывает, что такие вопросы редко решаются оперативно.
При этом россиянам стоит хранить платежную документацию с АЗС. Был прецедент, когда антимонопольная служба уличила АЗС в Волгоградской области в завышении цен. Суд это подтвердил, и спустя полтора года обманутым клиентам предложили возместить ущерб. Но при условии предоставления кассовых чеков или банковских выписок. Естественно, далеко не все пострадавшие хранили бумаги так долго.
Однако в досудебном порядке, стремясь избежать самого сурового наказания, владельцы АЗС сами предложат компенсировать убытки клиентам, которых они обманули. Тем более, что механизмы возмещения ущерба и прецеденты уже есть", - заключает Андрей Гордеев.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+