Москва, 2 апреля - "Вести.Экономика". 21 апреля 2019 г. состоится второй тур президентских выборов на Украине. Вновь избранный президент будет управлять государством в течение следующих пяти лет.
Глава государства будет управлять страной, в которой за последние годы была практически разрушена промышленность.
Ряд важных отраслей практически перестали существовать за последние 20 лет. Удастся ли новому президенту восстановить их, покажет время.
Ниже мы расскажем о 5 главных отраслях промышленности, которые исчезли за время правления 5 президентов Украины.
Космическая промышленность
Фото: Wikimedia
В период с 1991 г. предприятия ракетно-космической отрасли Украины участвовали в создании четырех новых космических ракетных комплексов: "Морской старт", "Наземный старт", "Днепр" и Antares. Украина участвует в разработке разгонных блоков для грузовых ракет в проектах НАСА и Европейского союза и строит для них блоки ракет.
Однако очень многое из космической инфраструктуры отсутствует, например нет собственного космодрома. Также у Украины фактически отсутствуют космические аппараты на орбите (за исключением двух студенческих наноспутников PolyITAN-1 и PolyITAN-2).
21 мая 2015 г. была утверждена космическая программа Украины на период до 2022 г., в соответствии с которой в 2015-2022 гг. планируется запуск шести космических аппаратов ("Лыбидь", "Лыбидь-2", "Сич-2-1", "Сич-2М", "Сич-3" и "Ионосат").
Как отмечают эксперты, госфинансирование космической отрасли постепенно сокращается. В госбюджете-2019 объем финансирования космической отрасли сокращен на 14% до 2,13 млрд гривен (около $80 млн).
Иакже отмечается, что в 2014 г., после того как Крым вошел в состав России, Украина потеряла станцию управления и космической связи в Евпатории.
Не обошли стороной эту отрасль и коррупционные скандалы. Так, в начале текущего года Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) заподозрило экс-главу "Укркосмоса" в отмывании $8 млн, предназначенных для проекта спутника "Лыбедь".
Детективы бюро считают, что с 2011 по 2017 гг. за границу были выведены $8 млн, из выделенного канадским правительством для строительства на госпредприятии "Южмаш" первого украинского коммуникационного спутника "Лыбедь" кредита размером $292,4 млн. Запуск был сорван, с 2011 г. он постоянно откладывается.
Авиация
Фото: Wikimedia
Промышленная инфраструктура отрасли досталась Украине после распада СССР. Это была разветвленная сеть предприятий, способных производить конечный продукт — транспортные и пассажирские самолеты, а также различные комплектующие — авиационные двигатели, авионику и многие другие типы авиационных комплектующих, в том числе и для предприятий, оставшихся на территории других стран бывшего СССР (в основном России, например, производитель газотурбинных двигателей "Мотор Сич").
Производственная база и возможности промышленности постепенно уменьшались, локализовавшись в основном вокруг предприятий, сотрудничавших с российской авиационной промышленностью. С 2014 г. авиапром Украины пребывает в кризисе.
Так, с 2015 г. не произведено ни одного серийного самолета.
В 2017 г. кабинет министров Украины принял постановление о ликвидации авиастроительного концерна "Антонов".
Ранее, в марте и июне 2015 г., госпредприятие "Антонов", Харьковское государственное авиационное орденов Октябрьской революции и Трудового Красного знамени производственное предприятие и государственное предприятие "Завод 410 ГА" вышли из состава концерна "Антонов" в госконцерн "Укроборонпром".
Отмечается, что за все время независимости Украины в стране не было серийного производства самолетов. Причиной этому называют нехватку финансирования, а также неграмотное управление.
Кораблестроение
Фото: Wikimedia
В советское время Украинская ССР была флагманом военного и гражданского кораблестроения. С независимостью республики в отрасли начали появляться проблемы.
Власти страны пытались возродить сектор. Так, в июне 2011 г. в Москве была подписана "Программа экономического сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2011-2020 годы", часть которой была посвящена как раз сотрудничеству в области кораблестроения.
В частности, предполагалось создание совместных предприятий и эффективное сотрудничество в водах Черного и Азовского морей.
Тем не менее весной 2018 г. украинская власть отказалась от этой программы.
Если раньше город Николаев считался главным центром кораблестроения Советского Союза, то сегодня три основных его предприятия - "Черноморский судостроительный завод", ГП "Судостроительный завод им. 61 коммунара" и "Николаевский судостроительный завод "Океан" - практически простаивают. Хотя менее 30 лет назад каждый из них спускал на воду десятки полнокомплектных судов в год.
Отмечается отсутствие государственных заказов по судостроению и ремонту, в связи с чем растут долги по зарплате.
Осенью 2014 г. Николаевский судостроительный завод был привлечен к выполнению военного заказа: для Вооруженных сил Украины был начат выпуск переносных "печей-буржуек".
Тем не менее это не решает проблему. В целом эксперты отмечают крайне тяжелое положение отрасли в целом.
Станкостроение
После развала СССР Украина, как и во многих отраслях в то время, имела впечатляющий потенциал, в том числе и в области станкостроения.
Главной специализацией украинского станкостроения было изготовление станков токарной группы. При этом предприятия УССР производили почти всю станочную номенклатуру: фрезерные, агрегатные, шлифовальные, деревообрабатывающие станки, которые тысячами расходились по всему миру.
Однако за годы независимости предприятия либо перестали существовать, либо сменили род деятельности.
Все оставшиеся заводы, которые когда-то выпускали уникальную продукцию, сегодня либо совсем прекратили выпуск профильной продукции, либо изготавливают на кустарном уровне несколько станков в год по отдельным заказам. Серийного станкостроительного производства на Украине давно нет.
При этом те предприятия, которые производят хоть что-то, с основном поставляют свою продукцию на экспорт, так как на внутреннем рынке она не востребована.
Основными партнерами украинских предприятий до недавнего времени были Россия и Белоруссия, так как конкуренция с западными аналогами украинским товарам не под силу. Однако после 2014 г. отношения с Россией начали ухудшаться, что не могло не сказаться и на торговых отношениях.
Автомобилестроение
Фото: Wikimedia
В прошлом ежегодное производство автомобилей в УССР составляло до более 200 тыс. в год (2-е место в СССР после РСФСР и условно 12-е место в Европе) и до более 400 тыс. в постсоветской независимой Украине (2-е место на постсоветском пространстве после автопрома России и 11-е место в Европе среди стран, производящих автотранспортные средства), однако в последние годы выпуск автомобильной техники резко упал до считанных тысяч в год.
Эксперты отмечают резкое снижение объемов крупноузловой сборки на заводе "Еврокар" (Закарпатская область), который является единственным работающим предприятием легкового сегмента украинского автопрома.
Еще в конце прошлого года заместитель главы "УкрАВТО" по производству Олег Папашев заявил, что крах автомобилестроительных предприятий на Украине неизбежен.
По его словам, несмотря на все попытки "УкрАВТО" и "Запорожского автомобилестроительного завода" (ЗАЗ) сохранить данную отрасль в стране, это невозможно в условиях, когда власть работает на увеличение импорта автомобилей, а не развитие собственного производства.
Папашев отметил, что "УкрАВТО" неоднократно обращалось к властям с просьбой принять меры для возрождения отрасли, но безуспешно. И это при том, что ЗАЗ готов по-прежнему производить современные автомобили, имеет специалистов и оборудование. Подробнее: https://www.vestifinance.ru/articles/117188?page=5
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: QWERTYU (3 апреля 2019 07:28) Статус: |
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2743
Рейтинг поста:
--------------------