Москва, 2 апреля - "Вести.Экономика".
Уйдя от доллара, Банк России все больше доверяет Китаю, увеличивая долю ЗВР в юанях. Доля китайской валюты в резервах выросла до 13,6%. По итогам III квартала 2018 г. Центральный банк вложил в юани сумму, эквивалентную $9 млрд. Таким образом, доля резервов в юанях выросла с 11,6% до 13,6%, следует из обзора ЦБ РФ.
Таким образом, по состоянию на конец сентября Банк России разместил в китайские бумаги в 16 раз больше, чем по состоянию на конец III квартала 2017 г. - $62,5 млрд.
Таким образом, Китай становится фактически крупнейшим объектом инвестиций ЗВР России. Конечно, доля евро больше, чем доля юаня, однако в страновом разрезе больше, чем в китайские активы, Банк России вложил только во Францию.
Даже на ценные бумаги Германии приходится лишь 12,2% ЗВР.
Стоит отметить, что основную скупку китайских активов Банк России проводил в первой половине прошлого года, видимо, перекладываясь из долларовых активов.
Учитывая довольно сильное ослабление юаня к доллару в прошлом году, Центральный банк России понес курсовые убытки в размере около $6 млрд, впрочем, затем юань сумел отыграть часть потерь, поэтому более свежие данные ЦБ РФ должны быть уже более позитивными.
Напомним, в январе этого года сообщалось, что на начало июля 2018 г. ЦБ держал в юанях 14,7% от резервов, или $67 млрд.
При управлении резервами ЦБ ведет политику диверсификации, объясняла 18 октября глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Целью, по ее словам, является "обеспечить сохранность" резервов в условиях рисков - "геополитических, экономических и финансовых".
Отметим также, что Россия активно вкладывает резервы в золото. И хотя этот актив не слишком склонен к росту и практически не поддается законам спроса и предложения, он позволяет иметь определенную независимость от геополитических факторов.
Практически весь объем регулятор скупает у внутренних производителей. В прошлом году Центробанк РФ приобрел 274 тонны золота, что впервые оказалось выше уровня добычи в стране, свидетельствуют данные Минфина и Союза золотодобытчиков. С учетом попутной добычи и вторичного золота общий объем производства в России составляет 332 тонны, оставляя ЦБ ограниченное пространство для маневра.
Банк России стоит перед выбором: накапливать драгметалл более медленными темпами или выходить на мировой рынок, пишет Bloomberg.
ЦБР возглавляет тренд на дедолларизацию резервов, являясь крупнейшим покупателем золота в мире с 2009 г., свидетельствуют данные Bank of America Merrill Lynch. Банк России еще больше увеличил закупки золота с 2014 г. после введения санкций США и Евросоюза из-за Украины. По оценке BofA, это оказывает влияние на цены на металл, которые уверенно держатся выше $1 тыс. за унцию с 2009-2010 гг., когда центробанки стали нетто-покупателями.