Информация о том, что, согласно новым данным Центробанка РФ, уровень долговой нагрузки россиян достиг 9,9 процентов, вызывает серьезные вопросы по методике подсчета – считает финансовый аналитик компании «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин.
Дело в том, что Центробанк РФ отмечает рост долговой нагрузки россиян до 9,9 процентов, что близко к пиковым показателям 2014 года, когда этот индикатор оставил 10,4 процента. Эти цифры содержатся в презентации директора департамента финансовой стабильности Центробанка РФ Елизаветы Даниловой, которую она представила на Всероссийской банковской конференции.
Кроме того, там отмечается, что быстрее всего увеличиваются объемы необеспеченного потребительского кредитования – темпы роста здесь составляют 23,7 процентов годовых. При этом, ипотечный сектор находится в России на низком уровне и растет медленно.
Это продолжает динамику 2018 года, когда рост сектора кредитования составил 23 процента и установил рекорд за последние пять лет, в результате чего, возникает вопрос, а как эта ситуация сказывается на стабильности российского финансового хозяйства.
Новые данные Центробанка РФ вызывают вопросы
«На самом деле, оценка долговой нагрузки населения России проводится постоянно, а наиболее репрезентативным способом подсчета данного показателя является расчет части доходов заемщика, которая идет на выплату процентов от погашения тела долга, в процентах от ВВП. В 2014 году данный финансовый показатель составлял 5,5 процентов от национального ВВП», - заключает Нигматуллин.
Вместе с тем, в 2014 году не было известных трудностей, которые поразили наше народное хозяйство в виде девальвации рубля, отсутствия экономического роста и падения реальных располагаемых доходов населения, которое прекратилось только в 2018 году.
«Так что, этот показатель в 5,5 процентов был историческим максимумом. Таким образом, не совсем понятно, о чем идет речь, когда в этом докладе Центробанка РФ озвучиваются такие показатели, как 9,9 и 10,4 процента», - констатирует Нигматуллин.
Как замечает эксперт, это можно объяснить только учетом композитного показателя нагрузки физических лиц и юридических лиц. Такой вывод напрашивается по той причине, что цифра в 9,9 процентов противоречит тем данным, которые публиковались ранее.
«В других расчетах Центробанка РФ исторический максимум всегда обозначался в 5,5 процентов. Например, в 2014 году этот показатель был на исторических максимумах, а затем в период кризиса стал снижаться, потому что на фоне роста безработицы, девальвации рубля и удорожания стоимости кредитов – и это в первую очередь, спрос на подобные услуги снизился», - резюмирует Нигматуллин.
Таким образом, с 2015 года наметилась ситуация, когда россияне стали сокращать долговую нагрузку и гасить свои долги с опережением. Это привело к тому, что в середине 2017 года, т.е. на пике кризиса, долговая нагрузка в России составила 4,6 процента от ВВП.
«На сегодняшний день этот показатель находится на уровне ниже 5 процентов от ВВП, причем, как прогнозирует Центробанк РФ, он выйдет на уровень 2014 года только к 2021 году. Соответственно, сложно говорить о каких именно 9,9 процентах идет разговор в этом докладе. Возможно, что это неправильная интерпретация существующей на сегодня системы данных ЦБ РФ», - заключает Нигматуллин.
Если резюмировать, то сейчас долговая нагрузка заемщиков по России ниже, чем в 2014 году. Этот показатель пока ниже 5 процентов от ВВП и действительно имеет тенденцию к росту, но последний носит ограниченный характер и не выходит за определенные рамки.
Кредитная нагрузка россиян не угрожает российской экономике
«Соответственно, данный показатель достигнет уровня 2014 года только к 2021 году. И это не противоречит тому, что в 2018 году общий рост объема кредитных долгов населения составил 23 процента, что довольно много», - констатирует Нигматуллин.
Это не отражается на росте долговой нагрузки по той причине, что в России снижается стоимость обслуживания долга. В результате, у нас сейчас можно взять больший объем долга, но благодаря сравнительно низким ставкам его обслуживания выйдет дешевле, чем раньше.
«По этой причине нельзя разделить опасений, в которых говорится, что номинальная часть долга растет, и это является проблемой. Это не так до тех пор, пока ставки низкие. Это все является результатом систематического таргетирования инфляции», - резюмирует Нигматуллин.
Напомним, что Минфин РФ и Центробанк РФ в течение последних лет проводили политику таргетирования инфляции, что дало хорошие результаты – например, инфляция в 2017 года свалилась до 2,52 процентов годовых, что соответствует показателям европейских государств. В 2018 году инфляция выросла до 4,27 процентов, а в 2019 подойдет к 6 процентам по причине увеличения НДС на 2 процента.
«Единственный риск в этой ситуации с ростом номинального долга заключается в возможности изменения экономической конъюнктуры в виде значительного роста безработицы. Тогда это действительно приведет к негативным результатам», - заключает Нигматуллин.
Тимур Рафаилович отмечает, что раз номинальные долги стали выше, это увеличило зависимость экономики от занятости граждан.
«При этом, благодаря плавающему курсу рубля, бюджетному правилу и некоторым новациям на рынке кредитования – взять хотя бы закон о периоде в ипотеке, когда можно не платить, риски негативного варианта значительно снизились», - констатирует Нигматуллин.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+