На днях Русская служба Би-Би-Си почему-то отрекламировала свой фильм 2012 года об упадке Детройта. Я его посмотрел, и хотя узнал мало нового, документальные кадры все равно впечатлили.
В тот же день американская Christian Science Monitor напечатала статью о том, как Путин меняет российскую инфраструктуру. И привела пример: маленький мост через Енисей в Туве (на фото), открытый в прошлом году.
Газета пишет, что жители двух тувинских сел, ранее отрезанных от мира, вне себя от радости по поводу нового моста. «Мы об этом мечтали. У нас были трудности с продовольствием в межсезонье. Теперь мы каждый день едим свежий хлеб, — рассказала в телефонном разговоре Чечек Тарган, зампредседателя администрации села Кара-Хаак. — Жизнь точно стала лучше».
Всего в селах Кара-Хаак (7 километров от столицы республики Кызыла) и Черби (14 километров) проживает около трех тысяч человек. Раньше берега реки связывала паромная переправа, которая прекращала работу на два месяца во время паводка. Но жизнь-то не останавливалась и весной.
Поэтому жителям сел, чтобы попасть на прием к врачу, увидеть родных или решить свои дела в городе, в других районах Тувы, приходилось зачастую садиться в резиновые лодки, подвергая свои жизни опасности. Чтобы избежать трагедий, администрация региона постоянно устанавливала на Енисее спасательные посты.
Мне кажется, в США такие ситуации просто невозможны, потому что там жизнь устроена иначе. Никто не будет строить села в труднодоступной местности. Или если туда не ведет хорошая асфальтированная дорога, нет газа или электричества. Зачем, если полно мест с развитой инфраструктурой?
В России люди живут столетиями, расселились по всей территории еще до того, как асфальт, газ и электричество стали обязательным стандартом для жизни. Уезжать с насиженных мест они не собираются. И теперь государство чувствует себя обязанным не уговорить людей покинуть свою малую родину и переехать поближе к цивилизации, а сделать их быт более комфортным.
Стоят все эти мосты, а также тысячи километров дорог и линий электропередач безумных денег.
В США, если судить по Детройту (впрочем, как и по другим городам, столкнувшимся со схожими трудностями), никто не заморачивается решением социальных проблем. Вам просто не повезло, что автогиганты свернули здесь производство. Выживайте, как хотите.
Пик расцвета этого несчастного американского города приходится на 1950-е, когда в нем проживало почти два миллиона человек. Сегодня — 680 тысяч. В фильме Би-Би-Си показывается, как ломают уже никому не нужные, хотя и практически новые дома, как профсоюзы пытаются бороться с работодателями, построившими новые заводы в Мексике, а оперный театр отчаянно сопротивляется неизбежному финалу — закрытию.
У нас тоже есть такой город, построенный вокруг автогиганта, — Тольятти. В нем сейчас живет 700 тысяч человек, чуть больше, чем в современном Детройте. Но когда АвтоВАЗ в 2009 году оказался на грани банкротства, его проблемами занималось высшее руководство страны. А конкретно, Владимир Путин, возглавлявший тогда кабинет министров.
На одном из заседаний правительства был заслушан доклад вице-премьера Игоря Шувалова. Но прежде чем прочитать следующие абзацы, представьте, что действие происходит в США, тема — ситуация на «Крайслере» («Форде», «Дженерал Моторс») и в целом в Детройте, вице-президент докладывает президенту.
По словам Игоря Шувалова, правительство одобрило планы АвтоВАЗа по сокращению персонала на пять тысяч человек, так как техническое перевооружение предприятия требует оптимизации численности работников. «Преимущественно это люди пенсионного возраста, и им будет предложено выйти на пенсию, а тем, кто находится в предпенсионном возрасте — досрочно оформить пенсию», — тут же отметил Шувалов. Всем, кто попадет под сокращение, будет предложена временная работа на предприятии, а если кто-то из них захочет создать свое собственное дело, то им будут предоставлены для этого дополнительные возможности, включая гранты от минэкономразвития.
Первый вице-премьер сообщил, что на следующей неделе он сам собирается посетить предприятие вместе с представителями правительства, чтобы окончательно определить количество сокращаемого персонала.
Руководство АвтоВАЗа просит также определенной поддержки самого федерального правительства.
— Какой поддержки? — поинтересовался Путин.
— Она будет носить финансовый характер, — пояснил Шувалов, однако конкретных сумм пока называть не стал, так как их еще предстоит определить.
Между тем поддержки требует не только само предприятие, но и многочисленные соцучреждения, относящиеся к нему. В первую очередь это больницы и поликлиники на балансе АвтоВАЗа, в которые обращаются не только работники предприятия, но и другие жители Тольятти. Шувалов оценил общий объем необходимой поддержки в 1,8 миллиарда рублей.
По словам Путина, меры социальной поддержки должны быть понятны и доступны для граждан. «А позиция самого предприятия должна быть понятной людям, которые там работают, прозрачной, чтобы не было никаких недомолвок, серых зон и слухов», — дал указание премьер.
Уверен, что вы поняли, к чему я веду: мы другие. Мы не переезжаем с места на место, как американцы, для нас имеет значение, где мы родились и где похоронены наши предки.
Это ни хорошо, ни плохо. Просто такова наша ментальность, сформированная за многие века. И с нею невозможно не считаться.
В США есть целая индустрия перевозчиков скарба. Компании предлагают не только фургоны разных размеров в аренду, но и прекрасную упаковку. Вот посмотрите, например, как устроены коробки для верхней одежды.
Как рассказал один из наших соотечественников, живущий в Америке, он никак не ожидал, что автопарк в 50 грузовых автомашин в городе численностью 90 тыс. человек на выходные пустеет. Разбирают всё. Американцы очень активно перемещаются по стране, рассылают резюме веером, им неважно, в каком городе найдется работа. Если зарплата устраивает, — снимутся с места и уедут всей семьей.
Для нас закрытие АвтоВАЗа привело бы к масштабному социальному потрясению. Тольяттинцы, в отличие от своих коллег из Детройта, наверняка возмутились бы, потребовали бы отставки правительства, десятки тысяч человек приехали бы в Москву свергать Путина. И возможно, привезли бы с собой детей.
И были бы правы, потому что мы не американцы. Власть нам нужна не для того, чтобы она нас не трогала и позволяла зарабатывать, как в Америке, а чтобы о нас заботилась. Чувствуете разницу?
К счастью, власть это осознает. И не снимает с себя социальной ответственности. Поэтому у нас и строят мосты и дороги для трех тысяч человек, живущих на отшибе. А если не строит, то, во всяком случае, чувствует себя виноватой и обещает построить в будущем.
Американская власть живет, можно сказать, практически без забот. Население США не ждет от нее никакой помощи. Люди просто не стали бы терпеть неудобства и жить без моста. Они бы решили проблему своими силами, как привыкли — уехали бы «из этой дыры», как часто говорят герои голливудских фильмов, вспоминая о своем маленьком, скучном городке, где прошло его детство.
Заметьте, ни одному детройтцу не пришло в голову ехать в Вашингтон, чтобы устраивать митинги и требовать отставки президента. Или хотя бы губернатора родного штата Мичиган. Вместо этого они нашли работу в других городах и разъехались на все четыре стороны.
Когда наша оппозиция приводит в пример США как идеал успешного развития, она многого не договаривает. Или недооценивает. Например, того, что забота о нас, россиянах, — удовольствие очень дорогое, гораздо дороже, чем забота об американцах, которые вообще ничего не требуют и ни на кого не рассчитывают, кроме себя.
А России предстоит строить мосты и прокладывать асфальтированные дороги в далекие села и деревушки, сколько бы времени это ни заняло и к каким бы убыткам ни приводило. Для нас требовать от власти подстраиваться под нужды людей нормально, для США — нет.
Правду говорят, не тот народ либералам достался. Не можем мы, как американцы, менять место жительства по двадцать раз в течение жизни. И компании, специализирующиеся на переездах, вряд ли когда-нибудь появятся в наших городах — не пойдет бизнес.
Нас уже не переделать. Не стоит и пытаться.