Фото из открытых источников
Уровень дефолтов китайских компаний по корпоративным облигациям (как юаневым, так и долларовым) достиг в 2018 году рекордной величины. Виной тому ужесточение монетарной политики и борьба с теневыми банками, а также общее замедление экономики.
Корпоративные дефолты по бумагам, номинированным в юанях, выросли в 2018 году до огромной цифры в 159.6 миллиарда ($23.8 миллиарда), что в 4 раза больше, чем в 2017 году, согласно данным японского банка Nomura. Дефолты по долларовым бумагам составили $7 миллиардов, тогда как в 2017 году их вовсе не было.
По оценке сингапурского банка DBS, почти 40% всех юаневых дефолтов приходится на энергетический сектор. На втором месте — сектор производства потребительских товаров.
Волна дефолтов продолжится в 2019 году, заявили аналитики DBS. На этот год выпадает срок платежей по корпоративным облигациям общим объёмом 3.5 триллиона юаней.
Это объясняется во-первых, ростом стоимости заимствований: реальные процентные ставки банков выросли с 2017 года с -3.1% до 4.35% в январе 2019 года. Хотя китайский ЦБ — Народный банк Китая — периодически предпринимает меры по монетарному смягчению, коммерческие банки Поднебесной упорно проявляют осторожность и не торопятся снижать ставки. Поэтому китайские компании испытывают проблемы с перекредитованием.
Между тем, американский аналог центробанка — Федеральная резервная система — напротив, регулярно поднимала базовые ставки последние два года. Это привело к росту доходности по долларовым облигациям и способствовало укреплению курса доллара к юаню. В результате, китайские компании, которые имеют доходы в юанях, стали испытывать сложности с тем, чтобы расплатиться по долларовым долгам.
Далее, сыграла свою роль активная борьба властей КНР с так называемыми теневыми банками, от кредитов которых зависела платёжеспособность многих частных региональных компаний. Именно частники чаще всего допускают дефолты, поскольку государственные компании имеют гораздо лучший доступ к легальным банковским кредитам:
На самом деле, это хорошая новость.
Если бы дефолтов не было вообще, это был бы признак зомбификации экономики — она бы заполнялась компаниями, живущими на кредиты, которые они никогда не смогут выплатить. Такие компании не развиваются, не занимаются инновациями, и отбирают у живых конкурентов ресурсы и рабочую силу.
Если бы дефолтов было намного больше, Китай мог бы получить банковский кризис.
Если же Пекину удастся (а это будет очень-очень сложно) сохранить дефолты примерно на нынешнем уровне, то он сумеет произвести медленную зачистку экономики от зомби-компаний — без кризисов. Это будет высший экономический пилотаж.