Вильнюс, похоже, понимает, что остановить строительство Белорусской АЭС на завершающей стадии не получится, не выйдет и заставить Минск переоборудовать атомную электростанцию в газовую. Напомним, Литва направила Беларуси официальное письмо с таким «заманчивым» предложением, взамен пообещав «уважение со стороны Литвы и продвижение в Европу».
Однако, не желая признавать поражение в многолетней борьбе с БелАЭС, в Литве заявили, что у неё очень скоро не будет «ни технических, ни политических возможностей закупать электроэнергию у Белоруссии, даже если Минск и согласится модифицировать строящуюся АЭС в Островце в станцию, работающую на газе».
Спрашивается, а зачем тогда продвигали идею Сквернялиса?
«Мы синхронизируемся с сетями континентальной Европы, и все линии на такой стадии будут отключены. И наш закон гласит, что мы не будем больше покупать электроэнергию небезопасных атомных электростанций. Мы стремимся синхронизироваться с Западом, к отключению от БРЭЛЛ, от этого кольца, чтобы больше никогда не зависеть от каких-то политических влияний с Востока», – заявил спикер литовского парламента Викторас Пранцкетис в интервью радиостанции Ziniu radijas.
При этом он подчеркнул, что у Литвы больше не будет технических возможностей получать электроэнергию из Белоруссии с любой электростанции. «Я повторю ещё раз: технические возможности будут закрыты, а политическое решение – не покупать», – пояснил спикер.
Парламент Литвы ещё летом 2017 года принял закон о том, что БелАЭС представляет собой угрозу национальной безопасности Литвы, и с тех пор Вильнюс не прекращает вести борьбу со строительством АЭС с упорством, достойным лучшего применения. Впрочем, всё, оказывается, очень просто. Действительно, строящаяся АЭС вблизи белорусского города Гродно представляет опасность. Но не Литве, а Швеции. И не угрозу национальной безопасности, а угрозу экономическую.
Дело в том, что в настоящее время Литва закупает электроэнергию у Беларуси и Швеции. При этом белорусская электроэнергия на 20% дешевле шведской. А после ввода в строй БелАЭС она может стать ещё дешевле. Следуя простой человеческой логике, Вильнюсу бы порадоваться и переключиться полностью на Минск. Вместо этого, выполняя заказ «европейских партнёров», Литва сначала пыталась убрать конкурента Швеции, а после того, как это не удалось, образно говоря, решила «перерезать провода» и получать «идеологически правильную европейскую» электроэнергию, пусть и дороже.
То есть решение Литвы действительно политическое, более того, страна готова выкладывать за него дополнительные деньги из карманов потребителей электроэнергии. Желание «не зависеть от Востока» оборачивается зависимостью от Запада и приобретает порой абсурдные с точки зрения экономики формы, когда государство во имя политики жертвует благосостоянием граждан. При этом все разговоры про «опасную энергию» – просто уловка, поскольку Литва не находит ничего опасного в том, чтобы устроить у себя на территории и под носом у соседей могильник радиоактивных отходов.