Результаты европейского социологического исследования «Потенциал поляризации общества стран Балтии», опубликованные латвийским информагентством LETA, лишь на первый взгляд удивляют: резко сокращается число жителей Латвии, Литвы и Эстонии, жаждущих расширения санкционного давления на Россию. На самом деле, это закономерно.
Итак, цифры. Как сообщает LETA, в 2015 году в ответ на вопрос, должны ли быть расширены санкции Евросоюза против России, к чему постоянно призывают, например, главы МИД — Литвы Линас Линкявичюс и Латвии Эдгар Ринкевич, положительно ответили 30,7% жителей Латвии, а в этом году — лишь 14,7%. В Эстонии на тот же вопрос утвердительно ответили 44,3% респондентов в 2015 году и 24,7% в этом году, в Литве — 54,4% в 2015 году и 22,4% в этом году.
С предложением сохранить санкции против России в прежнем объеме положительно ответили 41,9% респондентов в Литве, 30,8% в Эстонии и 26,6% в Латвии. Но при этом в Литве — 14,5% участников исследования хотели бы смягчить санкции в отношении РФ, в Латвии таких 32,4%, в Эстонии — 27,2%.
Еще цифры: не смогли ответить на вопрос о санкциях 26,3% респондентов в Латвии, 21,2% в Литве и 17,2% в Эстонии. Три года назад таких людей в Латвии было 8,1%, в Эстонии 8,9%, в Литве 9%.
То есть одни стали сомневаться, другие прозревать. Ничего удивительного, несмотря на активнейшую антироссийскую пропаганду в странах Балтии и давление элит на своих предпринимателей, желающих сотрудничать с Россией.
Санкции против РФ ударили по Прибалтики ответными мерами Москвы. Производители мяса и молока в Литве стонут из-за полной потери российского рынка. Латвия и Эстония потеряли часть шпротного производства. Ограничен российский транзит через порты стран Балтии, и если бы не белорусский транзит через Клайпедский порт, то и его показатели рухнули бы: 30% перевалки здесь — белорусские грузы.
До введения ответных мер России Латвия, например, поставила в 2014 году нам 30 200 тонн рыбных консервов на сумму более 32 миллионов долларов. И вот зимой 2017 года представитель продовольственно-ветеринарной службы Латвии по общественным отношениями Ильзе Мейстере сообщила: российский запрет привел рыбную отрасль республики к падению производства на 30%-40% и к убыткам в размере более 100 миллионов евро.
Естественно, это бьет по жителям стран Балтии. Потеря работы, снижение налоговых поступлений в бюджет. Да тут еще Россия отказалась от продукции прибалтийских производителей овощей и фруктов. Как тут не заволноваться? Заодно контрмеры России стимулировали собственное сельскохозяйственное производство.
Как сообщала «Свободная пресса», американский профессор политологии Джуди Твигг заявила, что РФ обыграла Соединенные Штаты в плане санкций. В своей статье для издание National interest она описывает все преимущества, которые получила Россия от введенных в ее отношении ограничений. Профессор сообщает факты, являющиеся для американцев новостью: «Мы хотели наказать российскую элиту, но только подстегнули её экономику».
«Российские потребители стали „пищевыми националистами“ в ответ на санкции. 94% горожан в 2015 году и 90% в 2016 году сообщили, что они предпочитают покупать продукты питания российского производства даже при наличии импорта сопоставимого качества по одинаковой цене. „Выращено в России“ — сильная эмоция», — пишет Твигг.
В итоге, заключает профессор, Россия от санкций только выиграла, а находившееся в стагнации сельское хозяйство стало бурно развиваться.
А вот мнение об экономическом «сотрудничестве» России со странами Балтии доктора экономических наук, профессора кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Николая Межевича. «Эстония, Латвия и Литва в значительной степени даже к 2014−2015 годам были завязаны именно на российский рынок, несмотря на многолетние крики „мы от этого будем избавляться“. В итоге их от этого избавили мы, и сделали это вовремя и правильно. Дальше мы лишь подтолкнули процесс деградации сельского хозяйства в этих странах», — рассказал эксперт федеральному бизнес-агентству «Экономика сегодня».
Прибалтика делает попытки найти новые рынки. Взоры направили аж на Китай. Бизнесмены Латвии и Литвы попытались наладить экспорт молочных продуктов в далекую страну. Надежды не оправдались. Новый министр экономики Латвии Ральф Немиро признал в интервью агентству LETA: «Китай так хвалили, что там огромный рынок и большие возможности, но цифры показывают, что это совсем не так. Конечно, у Латвии хорошее сотрудничество с Китаем, внешняя торговля растет, но этого недостаточно, чтобы утверждать, что китайский рынок — это правильное направление».
Литва стремится освоить даже… американский рынок. Еще при прежнем премьер-министре, социал-демократе Альгирдасе Буткявичюсе рассуждали о том, что следует накормить американцев литовским мясом. Но надо ли объяснять, насколько неконкурентоспособна маленькая прибалтийская страна на мясном рынке США, заваленном своими продуктами? Там фермеров хватает. Впрочем, и европейские фермеры не пускают прибалтийских на свои рынки.
И вот постепенно наступает прозрение. Это не значит, что Россию стали любить. Однако прагматичные прибалты все отчетливее видят, к чему приводит конфронтация. Люди в странах Балтии все меньше воспринимают Россию и как военную угрозу.
Научный сотрудник Института философии и социологии Латвийского университета Мартиньш Капранс сообщил в интервью Латвийскому радио: в 2015 году жители Прибалтики считали, что после событий на Украине якобы РФ может вот-вот на них напасть. По словам политолога, сейчас жители Латвии, Литвы и Эстонии в основном не видят такой угрозы. «Самый важный вывод — во всех странах Балтии процесс одинаков», — говорит ученый.
Но напряжение в обществе сказывается на здоровье наций. Чем снять его? Способ, к сожалению, традиционный. Именно самые русофобские страны Евросоюза — страны Балтии - оказались самыми пьющими в ЕС. Это показало исследование статистической службы Евросоюза — «Евростат».
Оказалось, больше всех в ЕС тратят на алкоголь эстонцы — 5,2% всех своих денежных расходов. На втором месте жители Латвии — 4,9%. На третьем — литовцы — 4%.
Меньше всех в ЕС тратятся на алкоголь жители Испании (0,8%), греки и итальянцы — по 0,9%.
Похоже, в этих жарких странах выпивают от веселья, а в странах Балтии — для снятия стресса, к которому ведет политика местных элит.