Государственная компания железнодорожного транспорта «Укрзализныця» планирует до конца нынешнего лета ввести разделение отечественных поездов по классам в соответствии с уровнем комфорта. Как заявил начальник департамента пассажирских перевозок дальнего следования «Укрзализныци» Александр Красноштан, вагоны поездов будут, соответственно, комфорт-, стандарт- и эконом-класса.
Так, в вагонах комфорт-класса будет предусмотрено наличие биотуалетов и кондиционеров. При этом сами вагоны будут только купейные и СВ (сидячие вагоны в поездах «Интерсити» используются отдельным подразделением «Укрзализныци» «Украинской железнодорожной скоростной компанией») возрастом до десяти лет. Состав, оснащенный вагонами комфорт-класса, будет передвигаться со скоростью не менее 70 километров в час, обещают в УЗ.
В поездах класса «стандарт» планируется использовать и плацкартные вагоны, но они должны быть оборудованы биотуалетами и кондиционерами. В эконом-классе таких удобств может и не быть. Скорость движения поездов стандарт- и эконом-класса будет, скорее всего, менее 70 километров в час.
«Укрзализныця» хочет самостоятельно устанавливать цены на билеты в поездах комфорт- и стандарт-классов, тогда как ценообразование проезда в эконом-классе останется за государством. В госкомпании заверяют: если на определенном направлении курсирует только один поезд, то он останется в категории «эконом».
Пока совсем не понятно, что принципиально изменится по сравнению с сегодняшним днем. «Чем отличается "комфорт" от фирменного поезда, я ясного ответа на этот вопрос не получил», ― сказал в комментарии «Апострофу» эксперт общественной компании «Европатруль» Вячеслав Коновалов.
По словам эксперта по экономическому анализу и транспортной инфраструктуре аналитического центра «Украинский институт будущего» Ярослава Пилипчука, в целом положительно расценивающего идею разделения поездов по классам, на пути ее реализации может возникнуть серьезная проблема: чтобы сделать разные классы, нужны разные вагоны, которые бы соответствовали этим классам.
«Если мы говорим о плацкарте, то, думаю, он как раз под эконом-класс подходит идеально. Но, если мы повышаем класс, возникает вопрос: у нас есть подвижной состав, который соответствует такому классу?» ― сказал он «Апострофу».
Пилипчук также напомнил, что ранее министр инфраструктуры Владимир Омелян заявлял, что в Украине будет производиться замена плацкартных вагонов на купейные. «У нас что, эконом-классом будет купейный вагон?» ― удивляется эксперт.
Но если в ближайшее время полной замены плацкартных вагонов на купейные не произойдет, все равно количество последних будет возрастать. А покупка новых вагонов или даже их переоборудование стоит больших денег.
Поскольку, как было сказано выше, реального переоборудования вагонов под более высокие стандарты не будет, можно предположить, что украинцы получат тот же уровень комфорта, который они имеют сегодня, но по более высоким ценам.
Ярослав Пилипчук напомнил, что «Укрзализныця» при каждом повышении тарифов обещала улучшить комфорт в поездах, но реальных изменений практически нет. «Вначале должно быть повышение комфорта, а уже потом – цен», ― констатировал специалист.