Инфляция в России в январе составила 1% и достигла 5%в годовом выражении. Это в рамках прогнозов большинства аналитиков, которые указывают на ограниченное влияние повышения НДС на динамику ИПЦ. Что и как росло в цене в России в первый месяц года и что будет с инфляцией дальше?
Из 74 пунктов, на которые повысился индекс, 57 в сумме пришлось на долю регулируемых тарифов и плодоовощную продукцию. При этом стоит отметить, что большинство категорий в продовольствии не облагается по базовой ставке НДС. Опубликованная одновременно сводка ИПЦ за первую неделю февраля позволила аналитикам заявить, что шок от роста НДС переоценен, а вклад от повышения налога в январе составил всего около 0,5%, пишет "Ясно Понятно".
Наиболее выраженный эффект от повышения НДС проявился в тарифах на услуги ЖКХ, которые с января выросли на 2,3% по сравнению с предыдущим месяцем. Это самый значительный рост в непродовольственном сегменте. Как считают эксперты, отчасти в такое повышение тарифов заложена вторая индексация цен на ЖКУ, запланированная с июля.
Таким образом, можно говорить о том, что инфляционным скачком в большей степени воспользовались коммунальщики и производители продовольствия.
В чем причина умеренного эффекта роста НДС на ИПЦ? На этот счет существует две не противоречащие друг другу гипотезы, пишут аналитики «ВТБ Капитал»
- Упреждающее повышение цен: в условиях неполной конкуренции (например, из-за дифференциации товаров) и с учетом заранее известного повышения ставки НДС производителям и ритейлерам имело смысл заблаговременно скорректировать цены
- Ослабление спроса: ближе к концу 2018 г. потребительский спрос начал ослабевать в условиях ускорения инфляции по сравнению с минимальными значениями начала года, затормозившего рост реальных зарплат.
Уже в начале февраля суточный прирост цен был вдвое ниже январского, первая неделя месяца дала прирост ИПЦ в 0,1%. С большой вероятностью февральская инфляция также будет ниже сегодняшних предположений.
Статистика за январь указывает на вероятность того, что инфляционный прогноз Банка России на 2019 г. (5,0–5,5%) будет пересмотрен в меньшую сторону, полагают аналитики. Однако для того, чтобы в апреле–мае средняя годовая инфляция развернулась вниз после достижения пика на уровне 6%, месячная инфляция в феврале–марте должна составить всего 0,6%, что теоретически возможно, но пока не слишком вероятно.