Москва, 23 января - "Вести.Экономика".
о том, что вопреки многим прогнозам, США не будут крупнейшим экспортером нефти – основная доля нефтяного экспорта сегодня и "в течение многих лет" будет приходиться на страны Ближнего Востока.
довольно распространенные заблуждения о том, что развитие электромобилей якобы приведет к снижению спроса на нефть, указав на серьезное расхождение в потреблении нефти со стороны автомобильного сегмента и ежегодного увеличения спроса на нефть, а также обозначив основные факторы увеличения спроса на нефть в дальнейшем, в число которых сегмент легковых автомобилей не входит.
текущие темпы развития альтернативной энергогенерации, отметив, что они являются недостаточными, если ставится цель по сокращению вредных выбросов только за счет развития альтернативной энергетики.
Одна из главных проблем в текущей ситуации, по оценкам руководителя Международного энергетического агентства, является выдвижение нереальных требований со стороны развитых стран к развивающимся странам по поводу отказа от действующих угольных теплоэлектростанций.
Власти многих стран должны обеспечивать электричеством своих граждан и инвестиционные решения по созданию генерирующих мощностей уже были приняты раньше и они рассчитывают, что эти инвестиции должны окупиться, руководствуясь, в первую очередь именно этими доводами, а не требованиями других стран с высоких площадок "в Давосе, Париже, Брюсселе", как отметил глава МЭА.
"
Позвольте сделать ремарку по поводу Ближнего Востока и экспорта нефти. Несмотря на то, что сегодня США являются довольно важным производителем нефти, страны Ближнего Востока будут оставаться главными в мире экспортерами нефти в течение многих лет. США добывают много нефти, но при этом большая ее часть используется для внутренних нужд. Поэтому Ближний Восток и в особенности Саудовская Аравия будут в течение многих лет оставаться крупнейшим в мире экспортером нефти. Что касается спроса на нефть и распространения электромобилей. Здесь есть хорошие новости и не очень хорошие новости для моих коллег, которые являются большими сторонниками электромобилей.
Хорошая новость заключается в том, что сегодня в мире число электромобилей приближается к 5 миллионам единиц. При этом половина из них находится в Китае – Китай занимает 1-ое место в мире по общему количеству электромобилей. Итак, 5 миллионов электромобилей. Многие считают это большим достижением. Это так. Но что это меняет в плане спроса на нефть?
Давайте посмотрим на эту ситуацию в контексте спроса на нефть. В этом году, по оценкам Международного энергетического агентства, спрос на нефть в мире увеличится на 1,3 млн баррелей в сутки. Какой эффект оказывают на нефтяной спрос 5 миллионов электромобилей? Речь идет примерно о потреблении примерно на 50 тыс. баррелях в сутки – если бы это были автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Сравните сами – 50 тысяч баррелей в сутки с одной стороны и увеличение спроса на 1,3 млн баррелей в сутки с другой.
Более того – 5 миллионов электромобилей – это практически ничто, потому что, во-первых, в мире сегодня существует 1 миллиард автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. И во-вторых, и это самое главное – автомобили как таковые не являются драйвером нефтяного спроса. Точка. Драйверами нефтяного спроса являются тяжелые грузовики, нефтехимическая индустрия и авиационный сектор. Поэтому разговоры о том, что развитие электромобилей означает конец нефтяной эры, определенно являются заблуждением – нравится вам это или нет. Возможно, кому-то это не понравится.
Далее.
Вопрос стоит о том, за счет чего вы генерируете электроэнергию, когда заявляете о том, что электромобили якобы помогут решить проблему изменения климата? Сегодня число электромобилей приближается к 5 миллионам. Даже если эта цифра вырастет до 300 миллионов – с учетом текущей структуры мировой энергогенерации внедрение такого числа электромобилей позволит сократить выбросы CO2 менее чем на 1%. Вопрос заключается не только в том, чтобы электрифицировать автомобили, а в том, каким будет решение в энергетической системе в целом, – что будет основным источником энергогенерации.
Если вы не можете снизить потребление углеводородов в энергогенерации – выбросы CO2 не будут снижаться. Возможно, определенный эффект будет наблюдаться на локальном уровне, но в глобальном плане выбросы не сократятся.
Поэтому я бы отметил это еще раз – развитие электромобилей сегодня не является каким-то "концом" нефтяной эры. Если говорить о теме альтернативной энергетики, то здесь тоже есть хорошие новости. В прошлом году этот сектор показал довольно сильный рост, как в плане солнечной, так и ветряной энергетики. В сегменте солнечной энергетики было установлено 100 ГВт новых мощностей, в ветроэнергетике – 50 ГВт.
Но опять же – давайте оценим эти цифры в реальном контексте. Спрос на электроэнергию в мире в среднем повышается на 1% в год. 150 ГВт новых установленных мощностей в солнечной и ветряной энергетике – это лишь половина, 1% от этого роста спроса на электроэнергию. Другая часть из этих 2% приходится на увеличение энергогенерации на основе угля и природного газа.
Поэтому если вы ожидаете, что при подобном темпе роста альтернативной энергетики произойдет снижение доли углеводородов в структуре мирового энергопотребления – это чрезвычайно оптимистичный взгляд. Генерация электричества – это лишь часть от общей энергосистемы. В плане выбросов CO2 на долю энергогенерации приходится менее 40% выбросов, при этом более 60% приходится на другие источники.
Это возвращает нас к теме электромобилей. Не буду указывать конкретное название страны, но давайте попробуем оценить вот такую ситуацию: в определенной стране примерно от 40 до 50% от общей генерации электроэнергии приходится на генерацию на основе угля.
Если в подобной стране, где большая часть энергогенерации приходится на уголь, перед вами стоит выбор между покупкой автомобиля с дизельным двигателем модельного ряда 1990-х годов и электромобилем образца 2019 года – то, на мой взгляд, лучше купить машину 1990-х годов с дизельным двигателем. Точка.
Новое – не значит лучшее, если вы не можете уйти от зависимости от углеводородов. Если вы хотите избавиться от этой зависимости в транспортной системе, эта задача должна касаться не только автомобилей – вам придется оценивать, за счет чего вы генерируете электричество.
В этом плане возникает вопрос по поводу того, что делать с энергогенерацией на основе угля. Сегодня довольно большая доля угольной генерации приходится на такие страны как Китай, Индию, Индонезию. Они обеспечивают электричество для своих граждан, большая часть которых представляет людей с низким достатком.
Мы не можем сказать им: "Мы приняли решение в Давосе – пожалуйста, выключите свои тепловые электростанции, работающие на угле". Это невозможно.
Здесь есть довольно важный момент – в США и Европе средний возраст угольных ТЭС составляет 42 года. Они приближаются к пенсионному возрасту, как и многие в этой аудитории. Но в странах Азии возраст угольных ТЭС в среднем составляет 11 лет. Они должны отработать инвестиции, которые были сделаны при их строительстве. Как мы можем просить эти страны – пожалуйста, сделайте вот это. Я бы не согласился на подобную просьбу, если бы ко мне обратились с чем-то подобным. Мы можем попробовать найти какое-то решение в этой ситуации, если оборудуем данные угольные ТЭС технологией улавливания углеродных выбросов. Но самое главное – нужно найти финансовый стимул для того, чтобы компенсировать потери, если вы просите эти страны вывести данные ТЭС из строя раньше времени.
В противном случае, мы можем принимать какие угодно решения в Давосе, в Париже, в Брюсселе, но страны не будут выполнять их, потому что им нужно обеспечивать электричеством своих граждан. Они уже сделали инвестиции в строительство этих ТЭС и они не вернут потраченные деньги, если мы попросим их закрыть эти ТЭС. Они не пойдут на такие меры.
На мой взгляд, в данном вопросе не должно быть двойных стандартов. И если вы спросите меня, что на сегодня является главной проблемой во вредном влиянии на климат, то я отвечу вам – среди многих различных проблем, одной из главных мировых проблем является то, что в странах Азии на сегодня сосредоточен огромный парк молодых угольных электростанций совокупной установленной мощностью в 2 000 ГВт, работа которых обусловлена подобными экономическими факторами".
Подробнее: https://www.vestifinance.ru/articles/113522