МОСКВА, 20 янв — РИА Новости, Наталья Дембинская. В 2018 году профицит платежного баланса России увеличился в 3,5 раза — до рекордных 114,9 миллиарда долларов. Помогли рост цен на нефть, расширение экспорта и относительно слабый рубль. А это, в свою очередь, не только способствовало достижению профицита федерального бюджета и накоплению резервов, но и повысило привлекательность вложений в российские активы.
Основания для рекорда
Определяющим стал торговый баланс: положительное сальдо внешних операций по сравнению с 2017 годом выросло в 1,7 раза — до 194,4 миллиарда долларов. При этом доход от экспорта нефти и нефтепродуктов вырос на 14,4 миллиарда, уточняют аналитики "ВТБ Капитала".
Достичь рекордных показателей помогли цена на нефть и умеренное ослабление рубля, поддержавшее российский экспорт. При текущих ценах на черное золото российская валюта сейчас выглядит недооцененной — сказывается неопределенность вокруг санкций.
Сочетание недооцененного рубля и благоприятной рыночной конъюнктуры обеспечило высокие объемы экспорта не только энергоносителей, но и другой традиционной для российской экономики продукции — зерна, черных и цветных металлов, удобрений.
"Достаточно дорогая нефть и умеренно слабый рубль привели к тому, что импорт оказался гораздо ниже, чем экспорт. Эта разница и конвертировалась в положительное сальдо платежного баланса, став одним из позитивных следствий политики слабого рубля", — отмечает Сергей Хестанов, советник генерального директора по макроэкономике компании "Открытие Брокер".
Рекордный профицит привел к накоплению международных резервов и увеличению объема кредитов, выданных частным сектором нерезидентам по всему миру, говорится в материалах Центробанка. По итогам 2018 года международные резервы России выросли на 38,2 миллиарда долларов — до 472,6 миллиарда долларов. Положительное сальдо финансовых операций частного сектора с нерезидентами составило 67,5 миллиарда долларов (25,2 миллиарда в 2017 году).
Как отметил регулятор, в отличие от 2016 — 2017 годов, рост чистого кредитования остального мира был обусловлен не только размещением иностранных активов за рубежом, но и погашением внешних обязательств Банка России.
Вложения в российские активы
Высокий положительный платежный баланс благоприятен и для рынка российских долговых бумаг. То, что инвесторы рассматривают вложения в российские активы как менее рискованные, в частности, показало успешное размещение Минфином ОФЗ на 35 миллиардов рублей в минувшую среду: спрос на эти бумаги превысил предложение в два с лишним раза.
И хотя спрос на ОФЗ определялся главным образом позитивной риторикой относительно снятия санкций с российский компаний, инвесторы ориентировались и на стабильные макроэкономические показатели — уровень госдолга, обеспеченность валютными резервами и тот же профицит платежного баланса.
Доходный бюджет
Положительное сальдо текущих операций стало одним из факторов, обеспечивших профицит федерального бюджета, который Россия зафиксировала по итогам 2018 года, — впервые за последние семь лет.
В 2018 году цена на нефть, выраженная в национальной валюте, превышала пять тысяч рублей за баррель. Поскольку доходы с нефтяников государство собирает в рублях, а обязательства государства перед гражданами также номинированы в рублях, то обязательства сохранились на прежнем уровне, а доходы значительно увеличились.
"В итоге мы получили существенное сальдо торгового баланса и существенный профицит федерального бюджета, который непосредственно вытекает из экспортных доходов основных сырьевых секторов", — отмечает Александр Кнобель, директор Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли.
Аналитики подчеркивают, что только за четвертый квартал 2018 была достигнута годовая норма профицита платежного баланса. Положительное сальдо текущего счета составило 38,8 миллиарда долларов, превысив показатель за весь 2017 год (33 миллиарда долларов).
По оценкам "ВТБ Капитала", если допустить, что средняя цена на нефть в 2019 году составит около 70 долларов за баррель, профицит счета текущих операций по итогам года приблизится к 110 миллиардам долларов.