После развала СССР Украине досталась гордость союзного авиапрома, предприятие «Антонов». Многое сказано про то, как Киев распорядился своим «наследством». Весьма символично, что техническая документация на уникальный самолет «Мрия» (в переводе – мечта) после Майдана ушла из Незалежной в Китай. Тем не менее в последнее время активизировались разговоры о возрождении национального авиапрома, но уже порознь. Далеко ли удастся Украине и России улететь «с одним крылом»?
Речь идет про Ан-124 «Руслан», самый большой серийный самолет в мире. До событий 2014 года существовал проект совместного его производства. Дело в том, что производственные мощности остались уцелевшими в российском Ульяновске, а техническая документация с правами на нее – в Киеве. Но Майдан поставил крест на таком сотрудничестве. И тогда о возрождении «Руслана» в России, но уже под другим именем, заговорили в Минобороны РФ и ОАК. Для того, чтобы обойти претензии в нарушении прав интеллектуальной собственности, самолет необходимо серьезно модифицировать.
Также заинтересованность в возобновлении производства Ан-124 проявили и в Киеве. Представитель «Укроборонпрома» заявил, что в настоящее время производятся консультации с иностранными компаниями, но и он указывает на критическую зависимость от России в части использования комплектующих:
Если не заменять те узлы и агрегаты, которые производились Российской Федерацией, то без России невозможно этот самолет собрать.
Действительно, из ключевых компонентов «Руслана» в Незалежной производятся разве что двигатели. Но проблема даже не в этом. Самолет прошлого века, и комплектующие для него устаревшие. Нигде на рынке у «западных партнеров» аналогов не купить потому, что их просто нет. Налаживать с нуля в Незалежной производство старых комплектующих – полное безумие.
По сути дела, речь идет о создании новой модификации «Руслана» и полной переработке его документации. А это будет стоить многие миллиарды, даже если не воровать. А воровать будут, что поняли даже европейцы, настаивая на появлении на Украине Антикоррупционного суда.
Вторая проблема заключается в довольно узком рынке сбыта для подобной продукции. Тяжелые транспортники нужны, но не в таких количествах, как, например, среднемагистральные лайнеры. С учетом того, что Россия едва ли станет покупать теперь продукцию «Антонова», то для Киева практически нерешаемой проблемой будет поиск покупателей в достаточном количестве.
При таких вводных, ни у Киева нет денег для возрождения «Руслана», ни у иностранных инвесторов нет желания ему на это денег дать. Зачем? Если США понадобятся свои тяжелые транспортники, они просто загрузят заказами свой «Боинг». Эксперт портала «Авиа.ру» заключает:
Ни рыночных, ни экономических, ни технологических предпосылок для воссоздания производства Ан-124 на Украине нет.
Самое показательное, что возродить самостоятельно «Руслан» едва ли получится и в России. Пока хватает имеющихся самолетов, а перерабатывать и создавать новую модификацию самолета только своими силами бюджет не потянет за экономической нецелесообразностью.