15 января 2019 года состоятся трехсторонние экспертные консультации перед министерской встречей по газу России, Украины и Еврокомиссии. Об этом пишет агентство «Прайм» со ссылкой на заявление исполнительного директора украинской компании «Нафтогаза» Юрия Витренко. Сами переговоры запланированы на 21 января, они пройдут в Брюсселе.
«В этом году заканчивается контракт на транзит газа между «Нафтогазом» и «Газпромом». Трехсторонние (Европейский союз, Украина, Россия) «консультации» на уровне экспертов запланированы на 15 января, трехсторонние «переговоры» на политическом уровне — 21 января», — написал Юрий Витренко на своей странице в Facebook.
При этом Украина прекратила закупку газа у РФ в ноябре 2015 года и после этого не использовала российское топливо при подготовке к отопительному сезону, закачивая в хранилища газ, закупленный по реверсу в Европе. Действующий контракт на транзит российского газа через Украину истекает в конце 2019 года.
Ждать от этой встречи нужно как минимум попытки урегулировать позиции сторон в отношении поставок «голубого топлива» в страны Европейского союза, считает руководитель аналитического департамента Международного финансового центра Роман Блинов. Ведь срок действия, ранее заключённых соглашений по газовым поставкам природного газа из нашей страны в страны Старого света истекают уже в этом году. А с учётом строительства «Северного потока-2» у многих экспертов возникает вопрос целесообразности использования газотранспортной системы, которая проходит по территории Украины, которая в свою очередь уже с 2015 года практически на абсолютно регулярной основе стремится любыми мыслимыми и не мыслимыми способами препятствовать нормальной работе газопровода.
И проблема эта назрела ещё со времён начала 2000-ных годов, когда Украина систематически по сути воровала газ при транзите его из нашей страны в страны Европейского союза, ну или как минимум стремилась любыми средствами выторговать себе преференции по цене. Все прекрасно помнят, что каждый январь у нас в стране начиналась «старая песня о главном» — как АО «ГАЗПРОМ» будет жить с украинским транзитом газа в Европу, и сколько это нам будет стоить с точки зрения недополученной прибыли от такого транзита.
Украинская сторона всегда в этом вопросе себя ставила на место ущербного младшего брата, как минимум до 2015 года, который вечно просил от России скидок и преференций, напоминает эксперт. В Старом свете всегда настаивали на бесперебойной и точной работе газопровода, что и послужило поводом для ускорения строительства второй нитки «Северного потока». Европейский бизнес крайне прагматичен, он чётко умеет читать тексты международных договоров, что с очень большим трудом получается у наших украинских партнёров. Причём, со времён Леонида Кучмы.
Могут прийти к тому, что в результате тот участок газопровода, который был построен ещё во времена СССР, и на данный момент используется АО «ГАЗПРОМ» в партнёрстве с «Нафтогазом» будет просто отключён за неуплату и систематический саботаж поставок. Лично я бы так именно и сделал, уж коли мы, Россия «страна-агрессор», тогда или вы, там у себя на Украине, платите как в Европе. «На мой взгляд – это логично, – говорит Роман Блинов. – Но как представляется мне переговоры будут крайне трудными и излишне политизированными, причём именно со стороны Украины. Украина будет настаивать на мантре о европейской зависимости от российского газа и российском великодержавном шантаже на почве поставок газа в Европу, и это крайне затруднит выработку реального консенсуса по данному вопросу. Но с учётом, что контракт на транзит российского газа через газотранспортную систему, которая проходит по территории Украины истекает именно в этом году, то я бы его и не стремился продлевать».
Экономическая составляющая о стоимости газа для Украины и стоимости транзита для «Газпрома» действительно имеет место быть, но сейчас вопрос принял абсолютный политический характер, что отчасти пугает, продолжает аналитик. С оглядкой на прошлый год, становится страшно и совершенно не понятно, что придумает в качестве аргументов именно Украина. Разница в формуле стоимости газа для Европы и Украины – это недополученная прибыль для нас с вами.
По всей вероятности, считает Роман Блинов, со стороны Киева будет лететь в информационное пространство огромное количество упрёков и будет предъявлено не одно обвинение в адрес России, но это уже естественное состояние официального Киева, что мне лично, как человеку, рождённому в СССР, крайне неприятно. Но при таком подходе к очень важным именно для Украины переговорам становится трудно прийти к общему знаменателю, минуя так называемые «непопулярные решения».
Эксперт уверен, что долготерпение и здравый смысл снова будет проявлен со стороны официальных лиц «Газпрома» и всего правительства, но к конкретным договорённостям прийти будет крайне сложно. «Я ставлю на «Северный поток», раз мы агрессоры и вся Европа пляшет на нефтегазовой игле России, так что уж тут стеснятся, — платите за газ и буде вам тепло. Вы уж меня простите великодушно, — ничего личного – только бизнес», – заключает Роман Блинов.
Вообще же контракту быть, уверен управляющий партнер компании «УК Право и Бизнес» Александр Пахомов. Вне зависимости от того, сколько времени и сил придется затратить на достижение договоренностей, на какие компромиссы пойти и как сильно наступить на горло собственным политическим амбициям, транзит с использованием украинской ГТС будет сохранен после 2019 года. Несмотря на то, что в целом шансы на заключение нового контракта по итогам трехсторонней встречи 15 января можно оценить как нулевые, с учетом накопившихся у Нафтогаза и Газпрома взаимных претензий, часть которых еще рассматривается в Стокгольмском арбитраже, а по части уже вынесены решения, заключить новый контракт придется.
Как поясняет эксперт, потребление природного газа в ЕС будет стремительно расти как минимум до 2025 года в связи с изменениями в сфере генерации электроэнергии, уверен эксперт. Сейчас на долю атомной энергетики в ЕС приходится около 27% всей вырабатываемой энергии. Однако в течение следующих пяти лет в рамках масштабной программы по отказу от «мирного атома» стран западной Европы, в первую очередь Германии, эта доля должна сократиться до 16-17%. И это притом что спрос на энергию в целом также продолжит расти.
Кроме того, сейчас Европа активно использует уголь в энергетике, всего около 230 млн тонн в год. Это не просто много, это очень много для стран с крайне высокими экологическими стандартами, для понимания примерно столько ежегодно экспортирует Россия на внешние рынки. От угля в сфере энергетики наиболее развитые страны ЕС так же планируют в течение следующих пяти лет избавляться и переводить ТЭС на газ.
Сейчас емкость рынка природного газа ЕС оценивается примерно в 420 млрд кубометров в год, а следующая пятилетка вполне может увеличить ее до 480-490 млрд. Понятно, говорит аналитик, что будут расти поставки СПГ из Катара, Алжира, Нигерии, России и США, но основная нагрузка по удовлетворению европейских аппетитов к газу будет ложиться на газопроводы, а Газпром на рынке трубопроводного газа в Старом свете занимает доминирующее положение, альтернативных поставщиков, способных его заместить, просто нет.
Для понимания: по итогам 2018 года объем поставленного Газпромом топлива в ЕС может составить 205 млрд кубов, то есть почти каждый второй кубометр потребленного Европой газа был доставлен по трубам из России. Так вот этих самых труб, несмотря на разветвленность европейской газтранспортной системы, не так уж и много.
Необходимо сделать небольшой но важный экскурс в историю развития европейской газотранспортной системы, продолжает Александр Пахомов. Главной вехой которой является строительство еще в далеких 60-х годах уже прошлого века газопровода Дружба, северная часть которого проходит через Белоруссию и продолжает снабжать газом Германию, Польшу и страны Балтии, а южная через Украину обеспечивала и обеспечивает газом современные Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Хорватию. Исторически газ по этой части ГТС Восточной Европы, созданной еще в эпоху Соцлагеря, движется строго в одном направлении, с востока на запад, инфраструктуры, которая могла бы обеспечить доставку топлива в обратном направлении, практически нет.
Так что когда мы говорим о реверсе газа на Украину, мы говорим о реверсе на бумаге, на которой какие-то объемы условно передаются на границе Украины европейским потребителям, а потом так же условно отправляются по условным трубам в газохранилища. Их же фактически газ не покидает, потому что не на бумаге необходимой для этого газопроводной системы просто не существует. Но сейчас это возможно просто потому, что газ по украинской ГТС, пусть и в меньших объемах, но движется.
А если новый транзитный контракт заключен не будет, то даже условный реверс будет просто невозможен, причем не только для Украины, но и для стран Восточной Европы, у которых альтернативных источников поставки тоже практически нет, подчеркивает Александр Пахомов. Это значит, объясняет он, что уже упомянутые Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Хорватия окажутся в ситуации топливного кризиса. Заместить украинский транзит в этом ключе Северным потоком — 2, который идет прямиком в Германию, а так же Турецким Потоком, который в лучшем случае дотянется до Греции, Болгарии и Сербии, просто невозможно. Заключить новый контракт придется, но на каких условиях — вопрос пока открытый.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2743
Рейтинг поста:
--------------------