Россия столкнулась с небольшой проблемой в области гражданской авиации. В эти дни наша страна занимается реализацией ключевого перспективного проекта — постройкой самолета МС-21. Для него нужны импортные композитные материалы, аналогов которых у нас в стране, к сожалению, пока нет. Но Москва уже решила, как выйти из сложившейся ситуации.
Варианты обхода блокировки поставок не рассматриваются. Это было бы слишком низко. Мы пойдем по более привычному пути, которому нас научили американские и европейские санкции. Это импортозамещение. Да, безусловно, отрасль композитных материалов высокотехнологична, и это нужно понимать. Процесс намного сложнее. Заместить сельхозпродукцию несколько проще. Но мы не привыкли отступать.
МС-21 призван стать первым среднемагистральным самолетом в России, созданным после распада СССР. Удлиненное композитное крыло является одним из его конкурентных преимуществ. Такая технология позволяет не только увеличить ширину салона, но и повысить экономичность машины.
Пока что запасов приобретенных композитных материалов хватает, но Россия планирует начать производство собственного аналога. Специализацию способен освоить Елабужский завод композитных изделий. Конечно, потребуется найти соответствующий станочно-производственный парк, но это задача вполне решаема. Тем не менее, сроки реализации проекта МС-21 придется сдвинуть. Но это не так критично, как полный отказ.
Пройдет время, и те, кто вставлял нам палки в колеса, будут завистливо смотреть, как российские новые самолеты, построенные из собственных композитных материалов, грациозно бороздят небо. А Западу останется только кусать локти.