Правительство Индии с 31 января вводит 30-процентные пошлины на американскую сельхозпродукцию. Речь идет о товарах на 857 миллионов долларов — это более трети продовольственного импорта из США. За что Дели мстит Вашингтону и почему эксперты усматривают в этом "китайский след" — в материале РИА Новости.
Год седых волос
Хотя основным фронтом торговой войны для Вашингтона был и остается Китай, президент Дональд Трамп умудрился изрядно потрепать нервы индийскому премьер-министру Нарендре Моди.
Все началось еще в марте, когда Трамп объявил о пошлинах на сталь и алюминий в размере 25% и десяти процентов соответственно. Под удар, наряду с коллегами из России, Китая, Европы, Японии и других стран, попали и индийские металлурги.
Но Индия пострадала еще и за военно-техническое сотрудничество с Россией. В апреле Белый дом включил "Рособоронэкспорт" в санкционный список в соответствии с законом "О противодействии противникам Америки" (CAATSA), и индийским банкам пришлось заморозить транш на два миллиарда долларов, предназначенный для оплаты ремонта арендованной у России АПЛ Chakra (проект 971 "Щука-Б"). Иначе возникал риск лишиться возможности проведения операций в долларах США.
В начале мая Трамп объявил о выходе из ядерной сделки с Ираном, пообещав восстановить санкции против Тегерана и всех, кто сотрудничает с иранскими властями. Это, очевидно, было направлено в том числе против Китая и Индии — двух главных покупателей иранской нефти.
Правда, президент США предоставил Пекину и Дели отсрочку в 180 дней для поиска новых поставщиков. Но при этом, как сообщили РИА Новости в Госдепартаменте США, расчеты должны производиться через специальный эскроу-счет. Открывает его страна-покупатель, и переведенные на него средства могут быть потрачены Ираном только на гуманитарные товары, разрешение на закупку которых дает Вашингтон.
Стоит отметить, что Трамп согласился на отсрочку вовсе не по доброте душевной, а в результате тяжелых переговоров, длившихся целых полгода. Об этом в начале ноября РИА Новости рассказал источник в МИД Индии.
Подавать холодным
Размер экономики не позволяет Индии симметрично отвечать на американские пошлины и вступать в открытую конфронтацию с Вашингтоном так, как это делает Китай (по данным Всемирного банка, ВВП Индии в 2017 году составил 2,6 триллиона долларов, КНР — 12,2 триллиона).
Агрессивность Вашингтона привела к тому, что Пекин и Дели впервые за долгое время перешли от экономической конфронтации к скоординированным мерам против давления США. Даже несмотря на то, что Индия и Китай — по сути, стратегические соперники в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Следим за рукой
Тем временем Дели и Тегеран договорились об отказе от доллара в расчетах за нефть и с января перешли на оплату поставок в рупиях. Об этом сообщил агентству Reuters исполнительный директор индийского государственного банка UCO Чаран Сингх.
Еще раньше такая же договоренность была достигнута с Россией. В начале ноября вице-премьер Юрий Борисов объявил, что Индия расплатится за противоракетные системы С-400 "Триумф" рублями. В дальнейшем предполагается расширение взаимной торговли в нацвалютах и по гражданской продукции.
На практике это означает, что по ключевым внешнеторговым позициям Индия уже не зависит от американской валюты.
Двадцать первого декабря в Нью-Дели встретились Сушма Сварадж и Ван И, главы МИД Индии и Китая. СМИ об этом мало писали, но вряд ли можно считать совпадением, что спустя две недели Индия объявила о пошлинах на заокеанские яблоки, миндаль, лесной орех, чечевицу и нут. Причем в Дели предупредили, что в перспективе ограничения коснутся некоторых изделий из железа и стали, борной кислоты, деталей для труб и мотоциклов.
Напомним: минувшей осенью Пекин тоже ввел пошлины на американскую сельхозпродукцию — в размере 25%. Это больно ударило по фермерам, поставляющим пшеницу, кукурузу, молочные продукты, свинину. Больше всего пострадал рынок сои — экспорт в КНР обрушился на 98%, что привело к кризису перепроизводства (на сою приходилось порядка 60% всех сельскохозяйственных поставок в Китай).
Зерно попросту было негде хранить. Даже после того как аренда зернохранилищ подорожала на 40% в сравнении с прошлым годом, все они оказались забиты никому не нужной соей. Единственное, что оставалось фермерам, — уничтожать урожай, закапывая его в землю.
Теперь та же нерадостная перспектива открывается из-за индийских пошлин. Отметим, что фермерские штаты были главной электоральной опорой Дональда Трампа на президентских выборах 2016 года. В 2020-м о поддержке фермеров ему, судя по всему, придется забыть.
Чтобы исправить ситуацию, Белый дом организовал для фермеров программу помощи на 15 миллиардов долларов. Однако из-за споров с Трампом по поводу строительства стены на границе с Мексикой законодатели отказались утвердить бюджет на 2019 год, и все правительственные расходы сейчас заморожены на неопределенный срок. В том числе и по программе поддержки фермеров.
Очевидно, Индия и Китай неслучайно пошли на сближение в минувшем году, проведя ряд встреч (та, что состоялась 21 декабря в Дели, была не единственной) после многих лет вражды и территориальных споров.
Так что отныне в Азиатско-Тихоокеанском регионе против Вашингтона единым тандемом выступают сразу две крупнейшие экономики, на которые приходится порядка 20% американского импорта и 12% экспорта. Вряд ли в новом году Трампу будет легче бороться за улучшение внешнеторгового баланса.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+