2018 год плавно подходит к своему завершению. Ровно 12 месяцев остается у Москвы для заключения нового транзитного соглашения с Киевом. Получится ли это сделать до конца 2019 года со столь агрессивной настроенным «партнером»? И что будет, если этого сделать не удастся?
Министр энергетики России Александр Новак заявил, что «Газпром» обеспечит европейских потребителей топливом в необходимых объемах:
При любых обстоятельствах мы гарантируем поставку российского газа по подписанным „Газпромом“ долгосрочным контрактам.
На что же рассчитывает глава Минэнерго? Необходимо учитывать следующие факторы:
Во-первых, Россия, памятуя о прошлых «газовых войнах» с Незалежной, начала строительство обходных маршрутов вокруг ее территории. Это и «Северный поток-2», вокруг которого сломано столько копий, и «Турецкий поток». Совместно эти газопроводы дадут замещающие украинскую ГТС 90,5 миллиардов кубометров. Цифра серьезная, но есть пара проблем.
В прошлом году через Незалежную было прокачано 93,5 миллиарда кубов газа, то есть, «Северный поток-2» и «Турецкий поток» не в состоянии компенсировать уже минимум 3 миллиарда кубометров. А в 2018 году поставки в Европу увеличились на 10 миллиардов кубов, стало быть, в обходные трубы «не поместятся» уже 13 миллиардов.
Есть серьезные сомнения, что к моменту окончания действующего транзитного соглашения оба газопровода будут работать на свою полную мощность. Транзитная труба «Турецкого потока» до Австрии, скорее всего, не будет готова к указанному сроку. А это еще минус 10 миллиардов кубометров. Также не радует скоростью реализации прокладка «Северного потока-2» на территории европейских партнеров.
Таким образом, до 2021 года на украинский транзит вынужденно будет приходиться порядка 40 миллиардов кубометров газа.
Во-вторых, Европа закупает «голубого топлива» у России даже больше, чем оговорено долгосрочными контрактами. И аппетиты ЕС только растут, несмотря на появление альтернативы в виде американского СПГ.
Получается так, что в ближайшие несколько лет без Украины все-таки обойтись не получится. Более того, если называть вещи своими именами, украинский транзит будет сохраняться и дальше. Вопрос лишь в том, в каких объемах и на каких условиях. Киев настаивает на увеличении тарифов на прокачку газа и условии «качай или плати» при объемах в 100 миллиардов кубов в год. «Газпром» против условия «качай или плати» и требует себе европейских ставок на транзит газа. Москва хочет переложить ответственность за управление украинской ГТС на Европу. Установка такая: гарантированные объемы идут через обходные газопроводы, если европейцам нужно больше – они сами задействуют Незалежную.
По сути, Новак заявил Европе, что без транзитного соглашения Россия не сможет в полном объеме удовлетворить все потребности в газе, а лишь в пределах долгосрочных контрактов. В результате на европейском рынке образуется дефицит, и цены на топливо вырастут. Чтобы этого не произошло, необходимо надавить на украинских партнеров, сделав их более сговорчивыми. Теперь мяч на стороне европейских потребителей. Им решать, сколько и кому они готовы платить за «голубое топливо».