В. Путин: Денис Валентинович, знаю, что сегодня вы хотели мне рассказать о второй части деятельности вашего министерства – о торговле. С чего начнем?
Д. Мантуров: Если позволите, мы подготовили для наглядности презентационные материалы по этому важному сектору экономики, который формирует на сегодняшний день 15% ВВП – это практически 10% всех налоговых платежей бюджета – и обеспечивает работой 14 млн человек в нашей стране.
На сегодняшний момент мы видим тенденцию по увеличению оборота торговли примерно на 2,7%. Треть объема приходится на сетевой ритейл.
В. Путин: Даже чуть больше, наверное.
Д. Мантуров: Да, с учетом серьезной конкуренции, высокой, и ориентации на потребителя сетевые федеральные компании обеспечивают демпфирование продовольственной инфляции. На сегодняшний день она составляет всего 1,9%.
Есть суждение о том, что у сетевых компаний сверхприбыли с точки зрения доходности, но хочу привести вам средние цифры. На сегодняшний день она находится в умеренной зоне – от 4 до 10%, как раз на презентации мы это демонстрируем, а средняя составляет по рознице не более 2,5%.
В. Путин: Зато в сельском хозяйстве – 17 с лишним.
Д. Мантуров: И, слава богу, развивается этот сектор.
При этом потенциал для развития российской торговли далеко не исчерпан. По обеспечению торговыми площадями на тысячу человек у нас примерно 800 квадратных метров в России. Мы уступаем ряду европейских стран практически в два раза, поэтому нам точно есть куда двигаться и куда развиваться.
Чтобы задействовать все возможные резервы, буквально недавно правительством внесен в Государственную думу законопроект о нестационарной и развозной торговле. Это дает возможность этому направлению в торговле рассматриваться не только как нестационарные, но и мобильные [торговые точки], потому что раньше это рассматривалось только как киоски. Кстати, все, что здесь представлено [в презентации], это все – российского производства.
Помимо того, что мы видим перспективы на ближайшие три года – поступление частных инвестиций в этот сектор порядка 220 млрд рублей, – будет создано около 250 тысяч новых рабочих мест. И самое главное – это даст возможность сельхозтоваропроизводителям увеличить объемы поставки своей продукции примерно на 4,5 млн тонн по году.
Это носит в том числе мультипликативный эффект за счет того, что поступят заказы в другие секторы экономики. В частности, автопрому, мы считаем, что где-то 50 тысяч автомобилей будет заказано – и легких, и грузовых.
Следующим шагом мы видим для себя в ближайшее время закончить работу по доработке законопроекта по снижению ограничений по рынкам. На самом деле драматическое снижение было за последние 10 лет в шесть раз: с 6,5 тысячи до тысячи рынков и ярмарок в нашей стране. Мы считаем, что это перспективное направление, которое даст возможность и развитию торговли, и, как я уже упомянул, в части поставок сельхозтоваропроизводителям.
Не могу не сказать об интернет-торговле. Это быстроразвивающийся сегмент. В последние несколько лет он растет по 10% в год и в прошлом году уже составил более триллиона рублей. По экспертным данным, за ближайшие четыре года он должен, по сути, утроиться.
Помимо расширения товаропроводящих сетей большое внимание уделяется качеству продукции, и благодаря созданной вами государственной Комиссии по противодействию незаконному обороту [промышленной продукции] создана нормативная база.
Пример могу привести: произошло снижение фальсификата, контрафакта и нелегальной продукции только в легкой промышленности на 10% за три года, примерно около 375 млрд рублей вышло из "серой зоны". Естественно, это дополнительно также налоги.
Сокращению товаров с низкими потребительскими свойствами способствует и развитие Роскачества. Этот независимый институт, институт Роскачества, провел за последние три года исследования по четырем тысячам наименований продукции.
Мы решили ряд серьезных проблем, в частности по мороженой рыбе практически вышли в ноль [нарушений]. Раньше вместо трески поставлялся минтай. Решены также проблемы нарушений по школьной форме.
Более 240 российских наименований продукции получили знак качества, и по статистике эти компании увеличили объем производства примерно до 40%. Это говорит о том, что наши граждане доверяют этому знаку, и мы продолжим работу в этом направлении.
Дальнейшее повышение прозрачности розницы мы связываем с совершенствованием системы маркировки. Сейчас в обязательном порядке уже два года маркируются товары из меха.
В эксперименте сейчас маркируются лекарственные средства, обувь и табак. До 2020 г. правительством принята программа: внедрить обязательную маркировку по 12 наименованиям, а до 2024 года у нас планы охватить практически все товары массового спроса.