Экономика США является самой сильной и мощной – так принято было считать раньше и так отражено на бумаге. Спорить с этим бесполезно, лучше обратиться к фактам: еще в 2016-м году Дональд Трамп не исключил возможность реструктуризации огромного государственного долга Америки чтобы избежать дефолта. Об этом же говорится в аналитическом докладе, который был подготовлен по заказу Конгресса бюджетным комитетом.
С 2011-го года государственный долг США вырос почти в полтора раза: с 15 триллионов до 21 триллиона долларов. За тот же период ВВП страны вырос в 1,12 раза. Динамика внешнего торгового баланса отрицательная на протяжении уже 13-ти лет, и на конец 2018-го года составит 720 млрд. долларов.
По факту, самая крупная экономика мира - США - сейчас соревнуется лишь с китайской, но снова только на бумаге. Американские политики-демагоги уверены, что их экономические показатели гарантированно выше европейских и почти в 6 раз превышают российские.
Но при этом они не упоминают о том, что только федеральные долги (правительственные) Америки составляют порядка 109 % от ВВП, при этом не учитывается задолженность городов и отдельных штатов. В анализе бюджетного комитета США также говорится, что на обслуживание госдолга уходит почти 1,7 % всех бюджетных расходов.
Там же сказано о том, что к 2028-му году «вероятность дефолта США приблизится к 100 %», что и заставило Дональда Трампа заявить, что госдолг Америки может быть реструктуризован. Но на тот момент США захлестнул информационный бум «вмешательства России в президентские выборы» и это заявление осталось незамеченным.
Сейчас же американские власти снова взялись за решение вопроса госдолга: дело уже даже не в самой его возможности, а в конкретных шагах, как жить после него. Но не стоит рассматривать реструктуризацию государственных долгов как что-то опасное или неприемлемое, даже если речь идет об огромной стране.
Инвесторы прекрасно понимают, что лучше сохранить постоянные многолетние процентные выплаты по госдолгу, чем единоразово получить какой-то залог, который еще необходимо будет реализовывать.
США уже выработали подобную практику: в 1989-м году тогдашний министр финансов Николас Брейди высказался за анализ всего госдолга по степени его обеспеченности. Самую низкую часть долгов (по ликвидности) было предложено просто списывать, а все остальное переоформляется в другие ценные бумаги.
Проще говоря, например, акции заменяются на облигации с меньшей купонной выплатой, но с более длительным сроком их погашения. Таким образом государство не считается банкротом и в конечном итоге имеет техническую возможность выплатить долги, пусть и в долгосрочной перспективе.
Этой схемой пользуются многие страны мира, в том числе и Россия в 1990-е и 2000-е года. Но основной кредитор может выдвигать свои требования: изменения в законодательстве, пересмотр правил существования бизнеса, сокращение социальных программ, отказ государства от регулирования экономики и так далее.
При этом размер выплат по госдолгу превышает общую сумму задолженности в 1,5-1,7 раза – инвесторы всегда остаются в выигрыше. Простой пример: Россия получила советский долг после распада СССР на сумму около 77 млрд. долларов. Применив «схему Брейди» страна в итоге выплатила своим кредиторам 105 миллиардов, но за 25 лет.