В Вильнюсе разочаровались в американском сжиженном газе и опять подсели на трубу «Газпрома»
Сейм Литвы разрешил правительству до конца 2024 года выкупить судно-хранилище сжиженного природного газа (СПГ) Independence («Независимость»), построенное в Южной Корее специально для Клайпедского терминала и арендуемое у норвежской компании Hoegh LNG.
Трудно сказать, насколько выгодна эта сделка, ведь для покупки судна компании-оператору терминала Klaipedos nafta, находящейся в государственном управлении, придется где-то взять заем примерно в 308 миллионов евро, а правительство обязано будет предоставить под него госгарантию. Но с другой стороны, с 2014 года, то есть момента окончания строительства терминала СПГ, Литва платит за аренду судна «Independence» больше 60 миллионов долларов в год.
И вообще та сделка была странной. Почему-то Литва заказала судно в Южной Корее не сама, а у норвежцев, которые обязались поставлять СПГ республике. Они-то и заказали судно-хранилище у корейцев, построили его за 250 миллионов долларов, а сдали в аренду Литве… за 720 миллионов, разбросанных на 10 лет — до 2024 года.
Все эти данные есть в открытой печати и вызывают удивление. Для норвежцев — супер-бизнес, но что дала такая странная сделка Литве? Именно из-за ее особенностей, то есть высокой итоговой цены газа для потребителей, Сейм Литвы специальным законом (!) обязал хозяйствующие субъекты страны покупать треть газа на Клайпедском терминале СПГ. Голубое топливо, доставленное морем из Норвегии и США, оказалось, естественно, и без того дороже, чем газпромовское, поступающее по трубам, да еще добавилась немаленькая аренда.
Строительство Клайпедского терминала СПГ продвигалось и осуществлялось под лозунгом борьбы с энергетической зависимостью от России. «Газпром» поставлял топливо в Литву в соответствии с договорами. Вильнюс постоянно ругался, уверяя, будто переплачивает, подавал жалобу в Стокгольмский арбитраж, но безуспешно. В 2016 году Литва проиграла спор «Газпрому» в арбитражном суде Стокгольма, безуспешно требуя взыскать с нашей корпорации 1,4 млрд евро, якобы переплаченные за поставленный в 2004—2012 годах газ.
Клайпедский терминал, по задумке властей Литвы, должен был покончить с «засильем» российского концерна, который почти на 100 процентов обеспечивал республику газом. После ввода объекта в строй доля «Газпрома» действительно упала примерно до 30%, но в последнее время снова выросла примерно до 60%. Так что и политическая составляющая этого специфического бизнеса несколько пошатнулась.
К тому же Латвия и Эстония отказались покупать газ в Клайпеде, на что рассчитывала Литва, а Еврокомиссия не стала финансировать строительство этого терминала как регионального, что планировал Вильнюс, так как не смог договориться о статусе энергетического объекта с Ригой и Таллиным. У Латвии и Эстонии оказались свои газовые амбиции, а Литва попыталась поставить их просто перед фактом — мол, вот вам терминал… Номер не прошел.
Ну, а в чем выгода приобретения судна-хранилища? Ранее главный потребитель газа в Литве — Йонавский завод удобрений «Ахема» оказался на грани выживания именно из-за высокой цены на СПГ и аренды Independence, о чем заявляла хозяйка предприятия, акционер «Ахемос групе» Лида Лубене, вдова бывшего владельца «Ахемы» Бронисловаса Лубиса. Сейм Литвы фактически возложил на это предприятие груз содержания Клайпедского терминала. И вот председатель парламентской Комиссии по вопросам энергетики Виргилиюс Подерис объяснил, почему решено выкупить судно-хранилище СПГ. По его словам, это действие позволит сократить расходы на содержание объекта. После приобретения Independence, сказал он, расходы сократятся с 66 миллионов евро до 43 миллионов евро в год. А конкретно заводу «Ахема» придется платить почти на 6 миллионов меньше.
И вот, пожалуй, главная причина покупки судна-хранилища Independence. «Обладая собственным терминалом, мы сможем обращаться с ним, как хотим — покупать, продавать или, продав, купить другой — у нас будет больше свободы и возможностей решать», — сказал Виргилиюс Подерис.
То есть Литва в принципе не исключает возможности продать свой объект, за который так долго шла политическая борьба стоимостью в реальные миллионы евро. Вероятно, причина такая: у республики не все удачно сложилось на региональном газовом рынке. Что поделаешь. Как назло, соседняя Польша словно палки в колеса сунула или свинью подложила: в октябре 2015 года был открыт СПГ-терминал в городе Свиноуйсьце. Как и клайпедский, он тоже предназначен для приема сжиженного природного газа с танкеров-газовозов, его последующей регазификации и передачи в газораспределительные сети. Два таких крупных объекта в регионе — это многовато. Учитывая влияние Польши, терминал СПГ в Свиноуйсьце, пожалуй, может стать основным в регионе.
Впрочем, даже в этой ситуации Латвия с Эстонией так и не отказались от планов строительства своего небольшого регионального терминала. А это усугубит проблемы содержания Клайпедского газового объекта. Так что планы по продаже этого терминала вместе с судном-хранилищем СПГ Independence могут оказаться вполне реальными.