Пик дизеля подкрался незаметно? Если это так, то это печальная новость для автомобильной индустрии и для экономики в целом. После пика нефти в 2005 г. из-за значительного увеличения добычи легкой сланцевой нефти в США производство тяжелого топлива (мазут, не дизельное топливо, а скорее топливо для судов и т. д.) сократилось. Нефтеперерабатывающие заводы не могут производить много дизельного топлива из легкой сланцевой нефти, поэтому приходится крекировать тяжелое топливо для производства дизельного топлива. Если это так, то, мы видим каннибализацию нефтепереработки.
Уже говорилось о том, что дизель будет первым, кто столкнется с падением производства. Причина связана с падением добычи обычной сырой нефти с 2005 года и увеличением веса так называемой "нетрадиционной нефти", которая не всегда подходит для производства дизеля.
Как видно из графика, 2015 г. ознаменовался максимумом производства дизельного топлива. После кризиса 2008–2009 гг. заметного падения производства не было, но в 2015 г. мы видим падение производства без серьезного глобального экономического спада.
По данным JODI (Совместная инициатива по созданию нефтяного банка данных) наблюдаются еще две очень интересные вещи. Производство тяжелого жидкого топлива в течение многих лет снижалось.
Как видно из графика производство тяжелого жидкого топлива начало сокращается еще до начала кризиса и имеет отчетливую консолидированную тенденцию. Упертые говорят, что на эти виды топлива просто нет спроса. Когда нефть перерабатываю, она подвергается крекингу, когда длинные молекулярные цепочки разрушаются, а затем происходит разделение по текучести и плотности. Если нефтеперерабатывающие заводы вносят изменения в технологии для того, чтобы увеличить легкие нефтепродукты, то производится меньше тяжелого топлива. Мы знаем, что с 2010 г. в США начала расти добыча нефти и газа. Это привело к тому, что рынок залили легкой нефтью, которую трудно переработать в дизельное топливо. Поэтому весьма вероятно, что нефтеперерабатывающие заводы приспособились перерабатывать тяжелое топливо в легкое (дизельное) топливо.
График показывает производство дизеля и тяжелого топлива (мазута). Не сложно догадаться: быстрое падение производства мазута быстро потянет вниз производство дизельного топлива. Это объясняет попытки избавиться от дизельного топлива, которые в последнее время предпринимает Европа. Но они при этом прикрываются экологией.
Последователи религии экономического либерализмом будут всеми силами настаивать на том, что наблюдаемое сейчас - пик спроса, а это является ошибкой, которая не согласуется с данными. Они будут утверждать, что спрос на дизельное топливо падает, поэтому производство стагнирует, а производство тяжелого топлива падает, поскольку новые экологические нормы не позволяют его использовать. Это старая проблема: кто был первым: курица или яйцо. Спрос на дизельное топливо не увеличивается, поскольку цены оказывают существенное влияние: именно так регулируется дефицит в рыночной экономике. А что касается экологии, то производство тяжелого топлива сокращается с 2007 г, когда не было такого большого интереса со стороны регулирующих органов, как сейчас. Похоже, что происходит быстрое снижение производства тяжелого топлива, у кораблей не будет иного выбора, кроме как перейти на дизельное топливо. А это, более чем очевидно, вызовет проблемы нехватки дизельного топлива.
Далее, еще одна интересная вещь: данные JODI показывают изменение объем производства всех нефтепродуктов.
В течение последних лет объемы производства продолжали увеличиваться благодаря фрэкингу. Однако сланцевая нефть идет на производство только бензина, поэтому проблема с дизельным топливом остается.
Вот почему, дорогой читатель, когда вам говорят, что налоги на ваш дизельный автомобиль будут сильно повышены, теперь вы знаете почему. Потому что предпочтительнее корректировать эти дисбалансы с помощью механизма, который кажется рыночным, чем говорить правду. Дело в том, что отныне можно ожидать реального преследования автомобилей с дизельными двигателями (до бензиновых двигателей дойдет через несколько лет после дизеля). Не говорите, что вы не были предупреждены.