Провокация ВМСУ в Черном море послужила для президента Порошенко удобным поводом для введения военного положения.
Военное положение накрыло те регионы Украины, где низкая популярность Порошенко (за исключением, пожалуй, Винницкой области). Самому президенту от этого хорошо, но вот стране от этого может быть очень плохо, в первую очередь экономически.
Киевом керченская провокация представляется как обстрел российскими кораблями катеров и буксира ВМСУ, их захват и арест экипажей, которых называют военнопленными. На этом строится вся пиар-кампания введения военного положения.
Мало пишут и говорят о том, что провокация ВМСУ была направлена и на нарушение действовавшей схемы навигации судов через территориальные воды Российской Федерации. Если подобные провокации будут и впредь, то в Азовско-Керченской акватории окажется под угрозой судоходство самой Украины. По данным анализа, выполненного на базе Государственного НИИ информатизации и моделирования экономики, полная остановка товарооборота через Керченский пролив приведёт к сокращению ВВП Украины на 12,7%. Падение экономических показателей ожидает промышленность (14,3%), сектор услуг (12,7%) и сельское хозяйство (0,6%) страны. Из промышленных отраслей больше всего пострадает чёрная металлургия (падение на 21,9%) и производство стройматериалов (8,7%). На 8% сократится производство электроэнергии, на 6% объём транспортных услуг, на 3% производство зерновых. А годовые поступления в госбюджет упадут на 16,7%.
Горно-металлургическая промышленность остаётся одной из несущих конструкций экономики Украины, падение производства на 21,9% было бы серьёзным экономическим ударом для Украины.
Развитие горно-металлургического комплекса зависит от доступности к портам Азовского моря (Мариуполь, Бердянск) и выходу из этих портов в Чёрное море. В прошлом году грузооборот Мариупольского порта составил 6,5 млн. т., Бердянского порта 2,4 млн. т. В 2017 г. через эти порты на внешние рынки ушло 25,8% всего экспорта чёрных металлов, 4,7% стройматериалов и 4,4% зерна. Через Мариуполь ввозился импортируемый уголь (3,9%) и известняк. Развязанная Киевом война в Донбассе снизила грузопотоки через Мариуполь и Бердянск с 6,5% до 4,9% и с 3,1% до 1,8% соответственно.
Теперь украинские экономисты просчитывают плюсы и минусы от переориентации основных грузопотоков на другие порты – Одессу, Николаев, Херсон.
Причём выбирают не хорошее из лучшего, а плохое из худшего, прогнозируя падение ВВП не на 12,7%, а менее чем на 2%. Промышленность упадёт на 3,1% вместо 14,3%, сектор услуг на 0,17%, а объём транспортных услуг вырастет на целых 0,75%!
Для полного включения портов на Азовском море в работу экспортно-импортного комплекса экономики Украины необходима кардинальная перестройка региональной транспортно-логистической и отраслевой составляющих, а для этого нужны солидные финансовые вливания, которых у Киева нет.
Советы кабинетных экспертов поражают масштабностью: разведать залежи углеводородов в Азовском море, выстроить терминалы для мультимодальных перевозок и переориентировать порты Азовского моря на доставку энергоносителей, а перед этим усовершенствовать систему государственных закупок, предоставить заинтересованным экономическим игрокам необходимый объём государственных дотаций и субвенций с предоставлением налоговых льгот, пересмотреть таможенно-тарифную политику…
Очевидно, что такие эпохальные проекты Киеву не по зубам. Оздоровление социально-экономической ситуации в украинском Приазовье возможно только при условии превращения региона из территории войны в территорию добрососедства и сотрудничества путём отказа от политики конфронтации в отношении главного торгового партнёра Украины – Российской Федерации. Для Мариуполя доля российских грузов составляла 50%. Через Волго-Донский и Беломор-Балтийский каналы порт был связан со всеми регионами России, тяготеющими к Волге, имея выход в Каспийское, Белое и Балтийское моря. Мариупольский порт был связан со 152 портами на других континентах. После 2014 г. эти связи оказались разорваны.