Эксперт оценил сообщения о требовании банков обосновывать переводы до 1 тыс. рублей
«Чаще всего массовые блокировки могут быть связаны со сбоем ПО или неверными настройками алгоритмов определения признаков сомнительных операций с их последующей блокировкой», – комментирует банковский эксперт Сергей Звенигородский появившуюся информацию о блокировке карт физлиц в случае отказа обоснования перевода в пределах 1 тыс. рублей с карты на карту.
«В данной ситуации необходимо в первую очередь обратиться в банк. Поскольку операции блокируются на основании того, что у кредитной организации возникли сомнения относительно того, что операция осуществлена клиентом, формально банк обязан снять блокировку при условии подтверждения, что действительно перевод был инициирован клиентом. А вот если банк откажется снимать блокировку, у него необходимо запросить обоснование блокировки, поскольку на текущий момент позиция Банка России заключается в том, что необоснованное блокирование трансакций и счетов является грубым нарушением», – говорит эксперт УК «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский.
«Да, действительно, с недавних пор при обнаружении признаков нарушения законодательства в сфере борьбы с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма банки наделены полномочиями блокировать транзакции и даже счета клиентов. Однако требовать от клиента предоставить данные о происхождении денежных средств и обоснование перевода банк не может», – добавляет собеседник.
«Дело в том, что блокировка транзакций осуществляется в автоматическом режиме с использованием систем банка. Чаще всего массовые блокировки могут быть связаны со сбоем ПО или неверными настройками алгоритмов определения признаков сомнительных операций с их последующей блокировкой. Однако это никоим образом не объясняет требований по обоснованию платежей и требований подтвердить законность происхождения средств, что указывает на то, что корень проблемы может лежать в неверном толковании требований регулятора», – считает Звенигородский.
Ранее газета «Известия» сообщила, что российские банки стали требовать от клиентов обоснований экономического смысла операций на небольшие суммы – в пределах 1 тыс. рублей; в случае отказа карта клиента блокируется. С проблемой столкнулись держатели карт Бинбанка, Тинькофф-банка и Сбербанка.
Однако в Центробанке пояснили, что такая практика незаконна и граждане могут обратиться с жалобами к регулятору.
Банки борются с отмыванием денег и финансовым терроризмом. Однако по действующему законодательству кредитные организации информируют Росфинмониторинг обо всех операциях на сумму свыше 600 тыс. рублей. Такими мелкими суммами банки, как правило, не занимаются.
«По закону банк должен связаться с клиентом, если подозревает, что операция совершается мошенниками, без согласия клиента, для подтверждения проведения платежа. Назначение платежа или происхождение средств банк запрашивать не должен. Массовых обращений об отказе банков в проведении платежей в Банк России не поступало. При этом если клиент столкнулся с такой проблемой, он может обратиться в интернет-приемную Банка России», – говорится в сообщении ЦБ.
В свою очередь Сбербанк заявил, что бытовые переводы между гражданами не входят в периметр контроля банка. Сбербанку неизвестно о массовых блокировках карт или счетов клиентов; банк выполняет требования законодательства по противодействию отмыванию денег, и бытовые переводы между гражданами не входят в периметр контроля, сообщили РИА «Новости» в пресс-службе крупнейшего российского банка.
«Тинькофф банк» также заявил, что не проводит массовые блокировки переводов клиентов, блокирует операции только в отдельных случаях при подозрении в мошенничестве, заявили РИА «Новости» в пресс-службе кредитной организации.
Максимум, что может требовать банк от клиента, – это устное подтверждение по телефону, что клиент действительно хочет совершить перевод, чтобы убедиться, что это не действие мошенника.
Сбербанк прокомментировал данные о блокировке карт из-за переводов
Сбербанк не располагает информацией о массовых блокировках карт или счетов клиентов; банк выполняет требования законодательства по противодействию отмыванию денег, бытовые переводы между гражданами не входят в периметр его контроля, сообщили в пресс-службе организации.
Из сообщения пресс-службы Сбербанка следует, что организации «неизвестно о массовых блокировках карт или счетов клиентов», передает РИА «Новости».
В банке «работает система защиты клиентов от мошенничества», потому «если операция вызывает сомнения, то к клиенту могут обратиться за подтверждением».
Подчеркивается, что банк должен выполнять и требования законодательства по противодействию отмыванию денег. «Критерии проверки финансовых операций клиентов» закреплены в законодательстве, «бытовые переводы между гражданами не входят в периметр контроля».
Ранее СМИ сообщили, что российские банки, в том числе Сбербанк, начали требовать от клиентов объяснение переводов в пределах 1 тыс. рублей.
Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Крупные российские банки открестились от угроз блокировать карты клиентов за необоснованные переводы размером выше одной тысячи рублей, сообщает РБК. Так, например, в Сбербанке заверили, что внутри финансовой организации просто работает система защиты клиентов от мошенничества.
«Если операция вызывает сомнения, то к клиенту могут обратиться за подтверждением. Если клиент подтверждает операцию, она проводится», — заявил представитель крупнейшего банка, отметив, что массовых блокировок карт и счетов Сбербанк не проводит.
В Тинькофф-банке «Ленту.ру» заверили, что финансовая организация также не сталкивалась с массовыми блокировками переводов клиентов. «Банк оказывает повышенное внимание безопасности платежей, когда возникают подозрения в попытке совершения мошеннических операций, проводит дополнительные проверки, направленные на установление легитимности перевода», — рассказала pr-менеджер банка Елена Редеша. По ее словам, блокировка не зависит от суммы, а когда сотрудники банка убеждаются в легитимности перевода — счет моментально разблокируется.
Представитель государственного Бинбанка заверили, что никаких новых процедур верификации при переводах не вводили. Представитель банка отметил, что в случае сомнительной операции представитель банка связывается с клиентом для штатной верификации. При этом счета клиента не блокируются, блокируется только перевод. Аналогичные меры предусмотрены и в Альфа-банке.
Ранее, во вторник, 27 ноября сообщалось, что банки начали запрашивать у своих клиентов подтверждение операций на небольшие суммы, а в случае отсутствия обоснования перевода карту могли заблокировать.
https://lenta.ru/news/2018/11/27/banks_not_ded/
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Центробанк России должен довести до банков четкие и однозначные критерии, по которым банки могут блокировать счета и требовать от своих клиентов обоснований экономического смысла операций в пределах 1 тыс. рублей, заявила координатор партпроекта «Единой России» «Народный контроль» Анна Кувычко.
«Мною было направлено официальное обращение на имя главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной с просьбой разъяснить банкам те критерии, по которым они могут блокировать счета и требовать от своих клиентов обоснований экономического смысла операций на небольшие суммы – в пределах 1 тыс. рублей», – приводит ее слова пресс-служба «Единой России».
По ее словам, банки требуют от людей письменные обоснования экономического смысла перевода средств и документы, которые подтверждают происхождение денежных средств, а также письменное пояснение целей расходования денежных средств с карты.
«Иначе как самоуправством это не назовешь. Финансово-кредитные организации, борясь с кибермошенничеством, не должны забывать о презумпции невиновности, здравом смысле и интересах клиентов», – сказала Кувычко.
Напомним, по информации СМИ, ряд коммерческих банков приостанавливают операции по переводам, чаще всего небольших сумм, временно блокируют карты и требуют от клиентов дополнительные подтверждающие документы.
«Начиная с 26 сентября, у банков появилась возможность блокировать операции по счету в случае, если они посчитают, что какая-либо из них является нетипичной и подозрительной для клиента. Изменения в действующем законодательстве, напомню, были направлены на борьбу с хищениями и профилактику мошеннических преступлений», – отметила Кувычко.
Она выразила сожаление в связи с тем, что некоторые банки проявляют «избыточную заботу об интересах клиента», что в итоге приводит к проблемам для людей.
«Представим, что вы совершите транзакцию в аэропорту перед вылетом, после чего ваша карта по неизвестным причинам будет заблокирована. Время и нервы будут потеряны, а репутация банка в ваших глазах существенно пострадает», – резюмировала Кувычко.
Партийный проект «Единой России» «Народный контроль» направлен на повышение уровня информированности общественности в сфере продовольственной политики, контроля качества продовольственных товаров и услуг, налаживания производства современной отечественной конкурентоспособной продукции, в том числе, в области продовольствия и медицины.
Ранее СМИ сообщили, что российские банки, в том числе Сбербанк, начали требовать от клиентов объяснение переводов в пределах 1 тыс. рублей. Сбербанк заявил, что не располагает информацией о массовых блокировках карт или счетов клиентов.
https://vz.ru/news/2018/11/27/952578.html