Мировые центробанки, наконец, задумались о выпуске собственных цифровых валют (CBDC) – теперь даже глава МВФ Кристин Лагард открыто обсуждает преимущества и недостатки этой идеи.
Надо отметить, подобные дискуссии следовало начать раньше. На сегодняшний день наличные деньги используются всё меньше и уже почти исчезли из обращения в таких странах, как Швеция и Китай. В свою очередь, цифровые платежные системы (PayPal, Venmo и другие на Западе; Alipay и WeChat в Китае; M-Pesa в Кении; Paytm в Индии) предлагают заманчивые альтернативы услугам традиционных коммерческих банков.
Большинство из этих финансовых инноваций по-прежнему связано с традиционными банками и не имеет никакого отношения к криптовалютам или блокчейну. Схожим образом, если CBDC когда-либо начнут выпускаться, у них не будет ничего общего с этими перехваленными технологиями. Тем не менее, мечтательные криптофанатики расценили рассмотрение влиятельными кругами возможности выпуска CBDC как доказательство того, что для вступления в эту игру блокчейн и криптовалюты необходимы даже центробанкам. Всё это абсолютная ерунда. Речь, скорее, о том, что CBDC заменят все цифровые платёжные системы, независимо от того, связаны ли они со счетами в традиционных банках или криптовалютами.
В настоящее время только коммерческие банки имеют доступ к счетам в центробанках, резервы которых уже хранятся в электронном виде, что и делает центральные банки настолько эффективными при проведении межбанковских платежей и кредитных операций. У частных лиц, корпораций и небанковских финансовых учреждений такого доступа нет, так что они прибегают к помощи лицензированных коммерческих банков для обработки своих транзакций. Таким образом, банковские депозиты представляют собой форму денег, которая используется для проведения операций между небанковскими частными агентами. Получается, даже цифровые системы наподобие Alipay или Venmo не могут работать отдельно от банковской системы.
Предоставляя любому лицу возможность совершать операции через центробанк, CBDC в корне изменят положение дел, уменьшая потребность в наличных средствах, традиционных банковских счетах и даже цифровых платёжных сервисах. Что ещё более ценно, CBDC не будут связаны с «общедоступными» и «не требующими доверия» распределёнными реестрами, подобными тем, что лежат в основе криптовалют. В конце концов, у центробанков уже есть централизованный нераспределённый реестр с регламентированным доступом, который позволяет безопасно и гладко проводить финансовые операции. Ни один руководитель центробанка в здравом уме никогда не заменит эту надёжную систему на ту, что основывается на блокчейне.
Если CBDC будут выпускаться, они немедленно вытеснят криптовалюты, которые не являются масштабируемыми, дешёвыми, безопасными или фактически децентрализованными. Их приверженцы возразят, что криптовалюты останутся привлекательными для тех, кто хочет сохранить анонимность. Но транзакции с CBDC также могут оставаться анонимными, как это происходит сейчас в частных банках, когда доступ к информации о держателе счёта предоставляется при необходимости только правоохранительным органам. Кроме того, и такие криптовалюты, как биткойн, на самом деле не гарантируют анонимность, учитывая, что использующие кошельки для криптовалют люди и организации всё же оставляют цифровой след. Власти, которые вполне законно стремятся отслеживать преступников, в скором времени пресекут попытки создать криптовалюты с полной конфиденциальностью.
Поскольку CBDC способны вытеснить бесполезные криптовалюты, их создание следует приветствовать. Более того, перемещая платежи из частных в центральные банки, система на основе CBDC поспособствует вовлечению миллионов не имеющих банковского счёта людей, которые получат доступ к почти бесплатной и эффективной платёжной системе через мобильные телефоны.
Основной недостаток CBDC заключается в том, что они нарушат существующую систему частичного резервирования, посредством которой коммерческие банки «создают» деньги, выдавая больше, чем хранят в форме ликвидных депозитов. Если все частные банковские вклады будут переведены в CBDC, традиционные банки станут «посредниками в передаче кредитных средств», занимающими на долгий срок для финансирования долгосрочных кредитов, например, ипотечных.
Финансовая революция
Другими словами, система частичного банковского резервирования будет заменена «узкобанковской» системой, управляемой, главным образом, центробанком. Это будет сродни финансовой революции, которая принесет много полезного. Центробанкам станет намного проще контролировать кредитные пузыри, останавливать массовое изъятие банковских вкладов, предотвращать несогласованность сроков погашения активов и пассивов, а также регулировать рискованные решения частных банков о выдаче кредитов.
До сих пор ни одна страна не двинулась в этом направлении, возможно, потому, что это повлечёт за собой радикальное сокращение объёма посреднических операций частного банковского сектора. Одним из решений мог бы стать возврат в виде кредитов центробанками частным банкам депозитов, которые перешли в CBDC. Но если правительство станет фактически единственным поставщиком средств для банков, возникнет очевидный риск государственного вмешательства в решения банков о кредитовании.
Со своей стороны, Лагард выступает за третий путь – частно-государственное партнёрство между центральными и частными банками. «Физические лица могут держать обычные депозиты в финансовых организациях, но расчёты, в конечном итоге, будут проходить в цифровой валюте между организациями», – пояснила она в ходе недавнего Фестиваля финансовых технологий в Сингапуре. – «Аналогично тому, как это происходит сегодня, но за долю секунды». Преимущества подобной схемы заключаются в том, что платежи «будут мгновенными, безопасными, дешёвыми и возможно, наполовину анонимными». Более того, «центральные банки сохранят твёрдую основу в сфере платежей».
Это разумный компромисс, хотя некоторые педанты непременно заявят, что он не решит проблем действующей системы частичного банковского резервирования. Останутся риски массового изъятия вкладов, несоответствия сроков погашения активов и пассивов, а также кредитных пузырей, подпитываемых деньгами, которые «создают» частные банки. Всё равно возникнет необходимость в страховании депозитов и поддержке кредитора последней инстанции, что само по себе создаёт угрозу недобросовестности. Такие проблемы придётся решать посредством контроля над банковской деятельностью, что не гарантирует предотвращение будущих банковских кризисов.
Когда придёт время, основанная на CBDC «узкобанковская» схема и аппарат посредников кредитных средств смогут обеспечить более стабильную финансовую систему. Об этой идее не стоит забывать, если альтернативой ей остаются либо подверженная кризисам система частичного банковского резервирования, либо криптовалютная антиутопия.
Об авторе. Нуриэль Рубини – профессор Школы бизнеса им. Стерна Нью-Йоркского университета, занимал пост старшего экономиста по международным делам в Экономическом совете при президенте США, работал в МВФ, ФРС США и Всемирном банке.