Европейский союз планирует ускоренными темпами нарастить объемы добычи и переработки лития на своей территории в рамках усилий по созданию полного стратегического цикла производства аккумуляторов для электромобилей в Европе.
Год назад решением Европейской комиссии был создан Европейский Аккумуляторный Союз, объединивший автопроизводителей, представителей химической промышленности и инжиниринга в попытке составить конкуренцию азиатским и американским производителями.
Цель состоит в том, чтобы построить полный цикл производства аккумуляторов в Европе - стратегия, которая в текущем году актуализировалась благодаря выделению Европейским инвестиционным банком (EIB) целевого финансирования на строительство в Швеции крупнейшей фабрики по производству батарей в Европе.
Теперь Европе требуется обеспечить доступ к сырью, необходимому для производства автомобильных аккумуляторов нового поколения, использующих литий-ионную технологию.
“Мы много работаем над батареями, и основные дискуссии ведутся вокруг кобальта, лития, никеля и меди”, - говорит вице-президент Энергетического союза Европейской комиссии Марош Шефчович.
Внутри Европы основное внимание уделяется поиску месторождений, которые можно было бы разрабатывать без ущерба для экологии.
“Есть новые проекты в Европе. Открываются новые и ранее законсервированные шахты, ведется разведка, кое-что находится”, - добавил Шефчович.
В ЕС обсуждается упрощение разрешительных процедур и норм регулирования, - пояснил Шефчович по поводу дебатов со странами-членами ЕС в формате Группы высокого уровня по проблеме ресурсов.
Эта группа также идентифицировала имеющиеся "слабые места" Европы, и первым в этом списке стоит дефицит мощностей по переработке лития в Европе.
“Мы однозначно должны ликвидировать этот дефицит”, - утверждает Шефчович. “У нас есть очень солидные запасы лития в Португалии, Чехии и скандинавских странах. Но у нас нет перерабатывающих мощностей. Таким образом, даже если мы сегодня добываем литий, мы вынуждены посылать его в Китай для переработки. Спрос на очищенный литий будет довольно большим в Европе, поэтому имеет смысл строить здесь перерабатывающие мощности ”.
Спрос на гальванические элементы в Европе, как предполагается, достигнет 200 гигаватт*час к 2025 г. – а это рынок объемом приблизительно €250 миллиардов ежегодно, по оценкам Европейской комиссии.
Литий-ионная технология для электромобильных аккумуляторов будет основной в течение следующих, по меньшей мере, десяти лет, согласно Ассоциации европейских производителей аккумуляторов для автомобилей, промышленности и энергетики (Eurobat).
Вице-президент ЕК заявляет, что компании, которые планируется привлечь к переработке лития, будут приглашены в Брюссель “перед Рождеством” для обсуждения конкретных планов в этой области: “Мы готовы обсуждать не только регулирующие аспекты, конечно, но также и финансовую помощь – как в рамках IPCEI ("Важные проекты общеевропейского значения"), так и в рамках государственно-частного партнерства с Европейским инвестиционным банком (EIB).
Литиевая лихорадка иллюстрирует общую зависимость ЕС от природных ресурсов, которая будет приобретать стратегический характер параллельно с цифровизацией экономики и переходом к "чистой" энергетике.
Производство ветряной турбины на 3 МВт требует 335 тонн стали, 4,7 тонн меди, 1 200 тонн бетона, 3 тонны алюминия, 2 тонны редкоземельных элементов, а также цинка, - не устает повторять Шефчович: "Именно поэтому развитие добывающих мощностей в Европе приобрело стратегическое значение”.
Помимо возобновления разработки месторождений в Европе, ЕС также намерен углубить переработку аккумуляторов. Например, брюссельская горнодобывающая компания Umicore, занимающаяся переработкой аккумуляторов, заявляет, что переработка смартфонов в Европе сегодня была бы эквивалентна производству 4 миллионов новых аккумуляторов для электромобилей.
“Сегодня в мире из 2 миллиардов проданных мобильных телефонов, планшетов и бытовой электроники только 10% попадают в переработку”, - сказал Ги Этье, вице-президент Umicore.
Международное энергетическое агентство ожидает, что в 2030 г. количество электромобилей на дорогах в мире в 40 раз превысит уровень 2017 г., что приведет к резкому увеличению количества доступным для переработки аккумуляторов.
Европа надеется договориться о ресурсах с Китаем и Африкой. Но там есть проблемы: «сомнительные» трудовые и экологические стандарты в Демократической Республике Конго (ДРК) и Южной Америке.
В обзоре Amnesty International, изданном в ноябре 2017 г., освещаются масштабные нарушения прав человека, включая детский труд, на предприятиях по добыче кобальта в ДРК.
Более половины мировых объемов кобальта, который является ключевым компонентом в литий-ионных аккумуляторах, поступает из ДРК, и 20% из него добываются вручную в шахтах, говорится в обзоре.
Европейский союз знает об этих проблемах, но до сих пор не выработал эффективную политику по предотвращению нарушений прав человека в странах-поставщиках ресурсов. Сегодня 50% кобальтовых месторождений в мире находятся под управлением Китай, заявляют в Еврокомиссии. Именно из-за китайского контроля трудно добиться там соблюдения трудовых и экологических стандартов (хуцпа детектед!!).
В Еврокомиссии заявляют о намерении проводить стратегию, нацеленную на обеспечение добычи таких ресурсов, как кобальт, таким способом, который не наносит ущерба окружающей среде и приносит пользу местным сообществам.
“Мы хотим использовать новый драйвер для нового европейско-африканского партнерства, чтобы способствовать устойчивой добыче и справедливой торговле ресурсами”, - сказал Шефчович.
Это часть нового «партнерства равных» (“partnership of equals”) между Европой и Африкой, о котором объявил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Новое партнерство основано на целостном подходе к отношениям Европы с Африкой. Оно предусматривает нвестиционные проекты объемом €44 миллиарда на условиях "справедливой торговли", гарантирующей выгоды местному населению.
Это также означает, что европейские компании, работающие в Африке, “должны быть готовы платить налоги и участвовать в местной экономике на пользу африканским странам, принося свои ноу-хау и инвестиции”, - добавил Шефчович.
Заявленная цель ЕС состоит в том, чтобы создать альтернативу китайским инвесторам и взять под свой контроль большую часть африканской добычи ресурсов на долгосрочной основе.
“Я верю, африканские страны будут все более и более заинтересованы в таком подходе. Поскольку, имея дело с европейцами, вы всегда знаете, что получаете – транспарентность и компании, которые платят налоги и заботятся об окружающей среде”, - утверждает Шефчович.