Бюджет дополнили «фантомными» доходами

Бюджет дополнили «фантомными» доходами

На сегодня запланирован «бюджетный день». Без окончательно принятого и подписанного бюджета на 2019 год МВФ не рассматривает вопрос выделения нам транша. Крайний срок созыва совета директоров – первая половина декабря. Потом у западного мира начинаются рождественские каникулы. Если Украина не получит транша и связанных с ним европейских кредитных линий, придется «сосать лапу». Поэтому парламент «нагибают» голосовать за государственную смету на основе непринятых законов и с сомнительными источниками наполнения. 

 

Первый замглавы НБУ Катерина Рожкова спрогнозировала декабрьский транш МВФ в размере $1,5-1,9 млрд. Наш прогноз — хотя бы долгожданный $1 млрд. получить. Но это зависит от того, удовлетворит ли принятый бюджет руководство МВФ. 

Почти всегда нам давали деньги еще на стадии первого чтения, под честное слово ничего там не менять и не отступать от согласованных с Фондом параметров. Мы традиционно клялись и так же традиционно делали все наоборот. 

В итоге этой осенью вместо кредита получили ультиматум: принять тот бюджет, который был показан миссии во время сентябрьского визита в Киев. Не случайно 5 ноября, на финише подготовки проекта ко второму чтению, миссия появилась в Киеве снова, но этот факт почти не освещался в прессе. 

Приехали посмотреть, что мы тут за два месяца «намутили». Их тут же успокоили, что главный параметр, на который обращает внимание МВФ – предельный объем дефицита – оставлен неизменным на уровне 89,989 млрд. грн. 

При этом для ублажения заинтересованных лиц, чьи пожелания правительство решило не игнорировать, расходы госбюджета увеличены с 1,094 трлн. до 1,112 трлн. грн. А чтобы удержать упомянутый выше разрыв (дефицит), доходы нарастили с 1,008 трлн. грн до 1,026 трлн. грн.

Понятно, что перераспределить пирог расходов заново — вопрос техники и коррупционных торгов. А вот откуда взялись дополнительный «приход» 18,1 млрд. грн., мы решили разобраться. И первые три фразы из пояснительной записки к доработанному проекту закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2019 год» ко ІІ чтению (так это называется официально) тут же убедили, что найденные «дополнительные ресурсы» – это чистой воды фантом. 

Еще в октябре Бюджетный комитет предложил за счет дополнительной мзды от Нацбанка предусмотреть субвенцию регионам на закупку лекарств для больных сердечно-сосудистыми и онкологическими заболевания на 626 млн. грн и увеличить расходы на удешевление кредитов для агропромышленного комплекса на 690 млн. грн.

Цитирую первое изыскание: «податок на прибуток підприємств збільшено на 2,9 млрд.грн. (за рахунок уточнених очікуваних надходжень податку у 2018 році)». Уточнили, понимаешь, свои ожидания! Отличное объяснение для депутатов, чтобы они отцепились и больше не приставали с вопросами. Ну да, в сентябре ожидания были скромнее, в ноябре пересчитали и оказалось, что нужно ожидать большего. Если по факту не придет даже соответственно первому ожиданию, то... Как-нибудь, переживем. Главное, что это уже будет в следующем году. 

Второй источник и вовсе умиляет: «рентну плату за користування надрами для видобування природного газу збільшено на 9 млрд. грн. (за рахунок збільшення ціни на газ для побутових споживачів та виробників теплової енергії з 4 849 грн. до 6 236 грн. та з 1 травня 2019 року до 7 185 грн.)». 

Ну, во-первых, поздравляю всех с фактом, что следующее повышение цены на газ неизбежно, оно уже назначено на 1 мая и сумма определена. Если кто-то надеялся, что мы проскочим с нынешней ценой до парламентских выборов — не надейтесь, не проскочим. Очередное повышение цены на газ железобетонно будет после выборов президентских. 

Во-вторых, «умиляет» сам подход к повышению цены. То, что удастся скачать с населения в виде дополнительных платежей, занесено в бюджет как доход от ренты. Хотя сама рента в процентном плане не повышена. 

В-третьих, бросается в глаза несоответствие цифр. До повышения кубометр газа для населения стоил 6,9 грн. После — 8,5 грн. Откуда взялись цифры 6,2 тыс. грн. и 7,1 тыс. грн? Судя по всему, Минфин считал доналоговую стоимость газа. А, может, и вовсе напутал с цифрами. 

Наконец, заключительный источник основного дополнительного дохода — это плюс 2 млрд. грн от Национального банка. В данном случае правительство просто записало во второе чтение идею депутатов: увеличить поступления от НБУ на с 45, 6 млрд. грн до 47,6 млрд. грн.

Еще в октябре Бюджетный комитет предложил за счет дополнительной мзды от Нацбанка предусмотреть субвенцию регионам на закупку лекарств для больных сердечно-сосудистыми и онкологическими заболевания на 626 млн. грн и увеличить расходы на удешевление кредитов для агропромышленного комплекса на 690 млн. грн. 

А так же выделить по 200 млн. грн на следующие программы: лечение украинцев за границей, субвенция местным бюджетам на строительство спортивных площадок, субвенция местным бюджетам на строительство и ремонт спортивных бассейнов и т.п.

Судя по упоминанию в пояснительной записке «субвенція з державного бюджету місцевим бюджетам на будівництво мультифункціональних майданчиків для занять ігровими видами спорту – 200 млн.грн» и такую же субвенцию на «будівництво нових, реконструкцію та капітальний ремонт існуючих спортивних п’ятдесятиметрових басейнів» кое-кто из депутатов сможет провести избирательную кампанию за казенный кошт. Позавидуем счастливчикам. 

Интересно, что Яков Смолий, в отличие от своих предшественников на посту главы НБУ, не брыкался и не доказывал, что плюс 2 млрд. грн – это много. Учитывая, что источник денег все равно эмиссионный, Нацбанку без разницы сколько лишних гривен напечатать. Сказали бы 5 млрд. грн — напечатали бы 5 млрд. грн. 
На вопли представителей тяжмаша и металлургического сектора о том, что некрасиво, когда за деньги из экологического фонда чинят канализацию, тем более, что резкий рост экологического налога ударит по конкурентоспособности предприятий, никто официально не отреагировал

Теперь другие допресурсы. Согласно доработанному проекту бюджета 1 млрд. грн. поступит от легализации «евроблях». Мифин все скрупулезно подсчитал. Супер! Замечательно! А ничего, что законы №8477 и №8488, которые устанавливают ставки налогообложения и правила «растаможки» машин с иностранной регистрацией на момент подготовки этого проекта бюджета не подписан президентом. 

То же самое касается налогообложения посылок. Прелестная новость, что «податок на додану вартість з ввезених на митну територію України товарів збільшено на 0,3 млрд. грн. за рахунок зменшення порогу неоподатковуваного ПДВ мінімуму вартості товарів, що ввозяться (пересилаються) малими партіями в міжнародних поштових та експрес-відправленнях». 

Но почему-то здесь не указано, что это станет возможно только после принятия изменений в Налоговый кодекс. А пока законопроект № 9260 о повышении налогов и снижении лимита стоимости беспошлинных посылок проголосован только в первом чтении. Да и то за основу. И с небольшим перевесом голосов: 233 народных депутатов при минимально необходимых 226 голосах. Вероятность, что второе чтение пройдет безболезненно и уже на днях, не столь высока. Почему в таком случае этот источник уже заложен в будущий бюджет? 

Не могу обойти вниманием тему повышения ставки экологического налога на выбросы парниковых газов в 24,4 раза – до 10 грн за тонну. Допустим, налог не повышался с 2011 года, инфляция, девальвация и все такое. 

Но, пардон, гривна же не в 11 раз обесценивалась, а всего лишь в три раза. К тому же я что-то не помню общественного обсуждения идеи столь резкого поднятия ставки. Объяснения, почему именно этот налог захотелось увеличить? Отчетов о том, куда были потрачены собранные ранее средства? 

Или все проще: депутаты просят «цяцю», у правительства денег на «цяцю» нет, и оно предлагает народным избранникам поработать «робингудами». У одних забрать, другим отдать. Другим — это себе. 

Именно поэтому на вопли представителей тяжмаша и металлургического сектора о том, что некрасиво, когда за деньги из экологического фонда чинят канализацию, тем более, что резкий рост экологического налога ударит по конкурентоспособности предприятий, никто официально не отреагировал. Посмотрим, как сработает отраслевое лобби в сессионном зале, но подозреваю, что повышение ставки узаконят. 

Ну, и напоследок о пенсиях. Еще в 2018 году минимальная пенсия вырастет 1 декабря с 1435 грн до 1497 грн. С этой суммы она должна подняться 1 мая 2019-го — до 1564 грн и 1 декабря 2019-го — до 1638 грн. Зато вырастут военные пенсии. По данным Кабинета министров, среднее увеличение может составить 738 грн. Повышенные пенсии получат почти 498 тысяч бывших военнослужащих и правоохранителей. 

Знаете, почему так? В экспертных кругах поговаривают, что социологические исследования показали - пенсионеры в своей абсолютной массе — это не электорат нынешней власти. Они будут голосовать за кого угодно, но только не за Петра Порошенко. Но есть категория пенсионеров, где довольно большой процент потенциальных сторонников нынешнего лидера. Это те самые военно-правоохранительные пенсионеры. Многие до сих пор работают или служат в структурах власти или связанных с властью коммерческих структурах. И то, что именно им упадут самые крупные крошки с барского стола, меня почему-то не удивляет.