30 октября Турция объявила о скором начале бурения нефтяных и газовых скважин в Восточном Средиземноморье.
Выступая на церемонии отправки специального бурового судна, министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Донмез заявил, что турецкие военно-морские силы в случае необходимости предпримут все необходимые меры для защиты судна.
Торжественная церемония состоялась на фоне усиления напряженности в Восточном Средиземноморье между Турцией, с одной стороны, и Египтом, Кипром и Грецией - с другой.
10 октября Египет, Кипр и Греция договорились о создании в Каире Ближневосточного газового форума, который будет координировать совместную политику в области разведки и добычи природного газа.
Кроме того, 19 сентября Египет подписал соглашение с Кипром о строительстве трубопровода между кипрским месторождением "Афродита" и египетскими заводами по сжижению газа, который затем будет экспортироваться "на различные рынки", в том числе в Евросоюз, что позволит Египту стать региональным газовым хабом. Трубопровод мощностью 19,8 млн куб. м в год должен начать перекачку газа на египетские заводы СПГ в 2022 г.
В связи с этим следует напомнить, что 4 февраля министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу назвал незаконным подписанное в декабре 2013 г. между Египтом и Кипром соглашение об определении исключительных экономических зон двух стран. По его словам, документ нарушает границы континентального шельфа Турции.
11 февраля Турция заблокировала буровое судно, зафрахтованное итальянской нефтяной компанией ENI, на основании того, что некоторые районы в морской зоне Кипра подпадают под юрисдикцию Турции или турецкой части Кипра.
"Египет не обеспокоен действиями Турции в Восточном Средиземноморье, потому что страна работает в рамках соглашений о демаркации, заключенных с Кипром и Грецией, и в соответствии с международным правом", - заявил пресс-секретарь египетского министерства нефти Хамди Абдельазиз. Он также добавил, что Каир способен защитить свои интересы в регионе.
В то время как потребление Турцией природного газа в 2017 г. составило 53 млрд куб. м, ее производство не превысило в том же году 350 млн куб. м. Важность Восточного Средиземноморья объясняется наличием стратегических запасов природного газа, объемы которых могут достигать 3,45 трлн куб. м.
Открытие Египтом месторождения "Зохр" в 2015 г. изменило газовую карту в Восточном Средиземноморье.Только "Зохр" способен обеспечить страну газом ежегодно на $3 млрд, пишет в Al Monitor египетский журналист Ахмед Алим.
"Между Кипром и Турцией существует спор по некоторым территориям, которые входят в кипрскую экономическую зону в Средиземном море. Турция ранее блокировала бурение нефтяных и газовых скважин в некоторых прибрежных районах Кипра, - разъясняет нефтегазовый эксперт Ибрагим аль-Гитани. - Кипр понимает, что Турция может помешать киприотам добывать газ в Восточном Средиземноморье и препятствовать строительству трубопровода в Египет. Однако Турция вряд ли способна напрямую повлиять на разведку и добычу газа Египта в его экономической зоне".
По мнению Ахмеда Рифаата, профессора международного права Университета Бени Суэф, заявление о непризнании Анкарой египетско-кипрского соглашения от 2013 г. - обычная риторика. У Турции слабая правовая позиция, и она не имеет права добывать углеводороды в кипрском районе, не говоря уже о том, чтобы срывать там какие-либо работы, поскольку это будет противоречить как международному праву, так и Конвенции ООН по морскому праву.
"Египет не добился бы никакого прогресса в области энергетики в Средиземноморье, если бы не Соглашение о демаркации границы с Кипром и Грецией. Любое нарушение Турцией каких-либо геологоразведочных работ будет равносильно акту агрессии, и эти государства могут обратиться с иском в международный суд, - считает Рифаат. - Если ситуация дойдет до этой крайней точки, то Турция в итоге окажется проигравшей стороной".
|